Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Стена директора ИИиП МПГУ: «Марксизм и познание / Тезисы о философии Маркса»

Институт истории и политики (новости)

Мегаполис — Karl Marx Stadt

В мае 2023 года исполнилось 205 лет со дня рождения Карла Маркса.

Формальные даты – это повод вспомнить неформально то, что связано с событием, в частности, значением для нас того или иного человека и результатов его деятельности.

Марксизм, безусловно, был одним из важнейших учений XIX-XX веков, оказывал значительное, а иногда и определяющее воздействие на политическое и социальное развитие стран и общественных процессов в этот период, на изменение научного мировоззрения.

Марксизм перестал быть в XXI веке определяющей политической идеологией нашей страны и перестал быть господствующим мировоззрением, философией и методологией науки в России.

Сейчас зато марксизм стал появляться в публичном пространстве наших СМИ как некоторое публичное фрондерство, стал некоей общественно-политической модой, хотя и не первой линии.

Марксизм сохраняется также осознанно и даже неосознанно в некоторых методологических суждениях нашего современного гуманитарного знания и познания, исследовательских концепциях ряда современных ученых. Особенно сильно это влияние ощутимо, например, в преувеличенной оценке и определяющей роли экономической сферы жизнедеятельности общества – экономики, «производства вещей», ВВП и финансовой деятельности в жизни общества и историческом развитии. Но можно констатировать, что такой современный «ренессанс» марксизма сопровождается возрождением некоторых мифов не столько самого марксизма, сколько именно вульгарного марксизма.

Мировоззрение экономического детерминизма – это не гносеологическая проблема материализма, это институирование мещанских ценностей мировоззрения бюрократии, придание неразвитой и ограниченной системе материальных смыслов и стимулов экономического принуждения к труду статуса идеологии. Смысл и содержание целого не сводится и не может сводиться к одному и не определяющему элементу этой системы (целое не сводится к части, сложное к простому).

Анализ оснований концептуальных положений классического марксизма поэтому имеет не только историческое, но и методологическое значение для преодоления существующего мировоззренческого кризиса сферы гуманитарного знания современной российской науки, социально-исторического знания.

Двигаться дальше можно, не просто забывая или не понимая, не зная и фальсифицируя прошлое мировоззрение, но только через его снятие, то есть через позитивное преодоление и сохранение. А для этого его надо понимать. Нельзя преодолеть современные мировоззренческие и гносеологические проблемы, бросаясь в архаику или в формальный модернизм, разрисовывая по-новому стены только (исключительно) «квадратами». «Круг» или шар все равно возьмут свое в жизни и жизнью, существованием, естественностью своего возникновения и развития.

В.И. Ленин был прав, когда писал в своей работе «Три источника и три составных части марксизма», что «учение Маркса всесильно, потому что оно верно». Но именно потому, что «учение» оказалось неверным, оно и не стало всесильным.

Методологические заметки, тезисы и суждения иногда появляются и будут появляться у меня на Стене именно как способ заочного диалога, осмысления и обдумывания с коллегами, интересующимися фундаментальными проблемами нашего гуманитарного, социально-исторического знания и познания.

Представляю для возможных раздумий на эти темы часть тезисов о философских основаниях мировоззрения Карла Маркса моего давнего товарища, коллеги и единомышленника, кандидата исторических наук Михаила Викторовича Астахова, президента Самарского центра аналитической истории и исторической информатики (СЦАИ), доцента кафедры отечественной истории и историографии Самарского национального исследовательского университета.

В этих тезисах М.В. Астахов показал необнаруженную до сих пор «тайну» непреодоленного марксизмом гегельянства, в частности, – это приписывание существования (бытия) абстракциям. Для понятного всем примера «приписывания» приведу популярное деление социальных объектов в марксизме на «базис и надстройку», которое приводило и приводит к тому, что абстрактному и искусственному делению общества на две части приписывалось существование в реальности и невозможное для абстракций взаимодействие как реальных объектов, частей объекта.

Анализ проблем философии Маркса – это не претензия к нему, он ведь ответил на те вопросы, которые стояли тогда перед ним и его временем. Сейчас вопросы стоят перед нами, нам надо ответить на всё, что накопилось и ждет ответа сегодняшнего дня – и в познании, и в жизни. Конечно, я специально в этом случае не употребляю бессмысленное слово «вызов», которым заменяют сегодня анализ содержания мировоззренческих и научных проблем, их понимание. В их анализе нельзя идти на поводу временны́х стереотипов употребления слов, заменяющих повторяющимися абстрактными ярлыками само понимание реальности, процессов и явлений (геополитика, социализм, вызов, рынок, толерантность, цивилизация, мировая война и прочие «бумажные» слова-картинки).

Такой анализ – это очень наглядный урок того, что философско-методологические вопросы – не только отвлеченные вопросы людей, не умеющих завязывать шнурки на ботинках: они же могут приводить в нашей жизни как к трагедиям обществ, людей, так и к реальной гармонии в их жизни, изменять нашу жизнь. Проблемы, в том числе и нерешенные, научного анализа социальной жизни и истории в марксизме оказались вовсе не в отдельных суждениях о различных эпохах и процессах, а прежде всего именно в теории познания, в понимании соотношения всеобщих абстрактных категорий, используемых в познании любых явлений объективного мира как инструмент этого познания, и реальных систем, их строении и взаимодействии элементов, развитии. Проблема выводов марксизма оказалась совсем не в формулировках или доказательствах отдельных положений философии и теории исторического процесса, а в принципиальной ошибке базовых принципов изучения объектов (систем) в реальности.

Студент!

Изучай теорию познания (гносеологию)!

Гносеология – не компетенция, а духовная культура, – это в жизни пригодится!

Рихард Вагнер «Полет валькирий» из оперы «Валькирия»
(Пример из классической музыки, когда абстракции валькирий (мифилогических существ) обретают звучание, «существование».)

Карл Маркс – Молодые годы – художественный фильм. 1-я серия

 

 

М.В. Астахов

astahov.54@mail.ru

 

Тезисы о философии Маркса

 1. Отличив философию Маркса от ее продолжения и развития в трудах Энгельса, а также от философских взглядов Ленина и всех последующих марксистов, необходимо вскрыть в ней исторические ограничения и теоретические противоречия, разрешив которые их теоретическим снятием, можно сделать позитивный шаг вперед в философском понимании Мира.

2. Маркс, как известно, вслед за Фейербахом отверг объективный идеализм Гегеля и, вступив на путь последовательного материализма, признал научно-познавательную ценность и эффективность гегелевской диалектики понятий. Однако объективный идеализм теории Гегеля был прямым следствием его субъективного идеализма в методе.

3. Гегелевские категории, отрицая друг друга, объективно, как он считал, независимо от воли человека находятся в движении в его сознании и тем самым в ходе и в результате этого процесса как бы отражают объективную реальность. У Гегеля они являются одновременно как всеобщими понятиями сознания, так и всеобщими категориями бытия.

4. Маркс, отбросив самодвижение понятий, в общественной практике увидел источник содержания и главный фактор движения понятий в человеческом сознании, который проявляется через целесообразную практическую и познавательную деятельность, через волю человека.

5. Объективная диалектика самодвижения понятий у Гегеля не стала произвольной и операционной логикой понятий у Маркса. Единство онтологии, гносеологии и логики стало осознаваться лишь у последователя Маркса – Ленина. Энгельс не видел будущего за философией, хотя и попробовал написать вариант материалистической натурфилософии – «Диалектику природы».

6. Маркс идет дальше Гегеля, признав противоречие источником движения не только понятий, но и материального объективного движения объектов, которые с этого момента превращаются при их изучении в материальные процессы.

7. Материальное противоречие у Маркса, однако, – это противоречие между противоположными, субъективно выделенными в процессе познания, абстрактными сторонами, тенденциями или полюсами в содержании объекта, которым придается объективность существования. Материальное противоречие – это материальная сущность объекта. Но Маркс не видел, что эти абстракты, фиксирующие в категориях всеобщие свойства познаваемых нами объектов, сами не существуют как объекты, они не способны к взаимодействию и взаимоизменению. Только человек в своей голове может приписать им способность существования как отдельного, определяющую роль абстрактно-теоретическому в конкретно-историческом, оказание воздействия и приведение в движение всех других элементов объекта как системы.

8. Материальная сущность объектов, понимаемая как противоречие, оказалась у Маркса противоречием понятий, закрепленных в абстрактных категориях, а не реальными материальными элементами существующих систем и их взаимодействием.

9. Маркс, как и Гегель, исходит из представления, что внутреннее противоречие закономерно является главной причиной изменения, а следовательно, и развития всякого объекта. Внешним взаимодействиям объектов при этом отводится не определяющая, а лишь модифицирующая роль. Всякое взаимодействие противоречиво по своему протеканию и порождает изменения. Какие из них закономерны, зависит от вида объектов и от способа их существования. Для закрытых систем именно внешние взаимодействия порождают существенные изменения, а для открытых – внутренние взаимодействия и, соответственно, противоречия приводят их в циклическое движение и к обмену веществом, энергией и информацией между ее внутренними элементами, между организмом и внешней природной средой.

10. Потребность в современной научной философии не исчезла в XXI веке, а возрастает по мере усложнения и обострения проблем мирового общественного развития, необходимости его понимания и позитивного управления.

11. Дело не столько в том, чтобы преобразовать Мир, он и так каждый день меняется без наших усилий, а в том, чтобы сделать его лучше. Для этого обществу необходимо перейти во взаимодействии с внешним миром от покорения природы к гармонии с ней, а во внутреннем развитии – от этапа естественно-исторического развития, борьбы всех против всех, социальной конкуренции – к первому уровню социальной гармонии на основе ценностей социальной справедливости и сознательному социально-позитивному управлению историческим развитием общества.

12. В целом в научной философии в России стоит задача перехода от прошлой господствующей исторической формы философии диалектического материализма к философии системного реализма.

 

 

Х/ф «Покровские ворота» – вечер высокой поэзии – Всесоюзное общество «Знание» в 1950-е гг.

 

«Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец

Для тех, кто ничего не понял, попробую объяснить на совсем простом примере. Проще уже не получится у меня. Например, возьмем любые парные и общеупотребимые категории – как, например, общее и особенное или содержание и форма. Эти категории выделяют всеобщие характеристики познания существующих в мире любых реальных объектов, но сами они не существуют как объект, система, как отдельное. Нельзя взаимодействовать с «общим» или с «содержанием» и другими подобными абстрактными категориями. И сами они между собой тоже не взаимодействуют, не находятся в реальных отношениях и противоречиях. Они нами соотносятся.

Маркс же наделял «жизнью» при анализе общества такие абстракции, которые не живут и не взаимодействуют. А что из этого? Из этого понимания следуют очень большие последствия, и не только для истории философии.

Тем, кто понял непростой текст, скажу: Ну ведь правда интересно?! А вместе с этим коренным образом изменяется вся наша точка зрения

Кто-то из размышляющих об устройстве нашего мира спросит: А коммунизм все-таки будет? Или теперь «всё»?

Ну что вам сказать? Это из того же ряда вопросов – а есть ли Бог? На такие вопросы не всегда и не всем можно и надо отвечать. А вопрос о коммунизме – это не предмет философии и не вопрос веры, это конкретная проблема того, что называется теорией исторического процесса.

А про коммунизм я когда-нибудь расскажу. Есть такое слово в русском языке для характеристики совпадения неопределенных, но необходимых обстоятельств времени, жизни и субъективных возможностей – однажды.

Моральный кодекс – В ожидании чуда: Для кого Иисус, Для кого Иуда, Не гони все подряд, Слова не горят…

 

 

 

02 / 06 / 2023

Показать обсуждение

Обсуждение

Евгений, 22 / 12 / 2023 в 18:27

Комментарии к одному тезису: “Мировоззрение экономического детерминизма – это не гносеологическая проблема материализма, это институирование мещанских ценностей мировоззрения бюрократии, придание неразвитой и ограниченной системе материальных смыслов и стимулов экономического принуждения к труду статуса идеологии”.
1) Мировоззрение само по себе не есть проблема. 2) Экономический детерминизм не есть мировоззрение. 3) Мировоззрение не есть институт. 4) Мировоззрения бюрократии нигде не описано (?). 5) Мещанство не есть бюрократия (чиновничество). У них разные ценности и они нигде не описаны (?). 6) Материальные смыслы (???). А их система негде не описана (?). 7) Система материальных стимулов экономического принуждения – что она включает хотя бы в контексте экономической антропологии Ю.И. Семенова? 8) Придать системе смыслов и стимулов статус идеологии можно только в личном воображении.
Тезисы М.В. Астахова приемлемы и очевидны, но требуют соотнесения с диалектической традицией, начиная с даосизма.
“11. Дело не столько в том, чтобы преобразовать Мир, он и так каждый день меняется без наших усилий” – это важное уточнение. “А в том, чтобы сделать его лучше” – а вот здесь аксиологическая шкала не задана. “Для этого обществу необходимо перейти во взаимодействии с внешним миром от покорения природы к гармонии с ней…” – фихтеанство, да и вообще галлюцинация в масштабе “Мира”. “а во внутреннем развитии – от этапа естественно-исторического развития, борьбы всех против всех, социальной конкуренции” – эту аберрацию еще Ф. Энгельс критиковал. “первому уровню социальной гармонии на основе ценностей социальной справедливости и сознательному социально-позитивному управлению историческим развитием общества” – это туман, симулякр, непонятно что. По крайней мере, полезно опереться на строго научные представления о гармонии, не ограничиваясь пустой метафорой.