Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о дислексии, ее причинах и методах коррекции.
Чтение — сложный психофизиологический процесс, в котором принимают участие три анализатора: речеслуховой, речедвигательный и зрительный. Этот навык формируется в результате долгого направленного обучения, которое проходит в несколько этапов. Его нарушение ведет к значительному затруднению социальной адаптации и усложнению усвоения учебной программы ребенком.
Дислексия — одна из специфических форм отклонений речевого развития, характеризующаяся несформированностью фонетической и фонематической стороны речи, трудностью понимания прочитанного материала, что ведет к ограничению словарного запаса. По разным данным, дислексию имеют 7–15% детей школьного возраста, и с каждым годом этот процент растет, что говорит об актуальности этой проблемы.
Этиология дислексии до сегодняшнего дня является дискуссионным вопросом. Многие авторы выделяют биологическую причину — органическое поражение коры головного мозга, которое приводит к торможению развития психических процессов. Немаловажную роль в развитии дислексии играют также генетические механизмы. При этом, согласно диагностическим критериям, дислексия не должна быть связана с отсутствием качественных условий для обучения, нарушениями слуха и зрения, черепно-мозговыми травмами, а также какими-либо другими психическими заболеваниями.
Хотя мы и не знаем истинную природу дислексии, в ее диагностике и коррекции наука сделала существенный прорыв. Разработаны различные тесты для ранней диагностики нарушений речевой, зрительной и слуховой функции, которые позволяют понять особенности развития ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия. Специалисты психолого-педагогического сопровождения совместно с нейропсихологами разработали действенные методики для развития психических функций, что дает возможность ребенку усвоить навыки письменной и устной речи, а также найти правильные способы компенсации этого нарушения.
Но, к сожалению, главной проблемой остается недостаточная осведомленность родителей школьников и учителей общеобразовательных школ о дислексии и способах ее коррекции.
Одни из важнейших задач, стоящих перед педагогикой сегодня — найти эффективные решения для преодоления нарушения чтения, разработать методы профилактики и интегрировать их в систему образования.
Текст: Анастасия Любаева,
студентка 2 курса дефектологического факультета
Фото: Полина Дорофеева,
студентка 1 курса факультета начального образования