Научный сектор Института детства рассказывает, как современное образование пришло к тому, что обучающиеся могут получать его не выходя из дома.
Люди прошлого искали новые формы обучения, помимо имеющегося домашнего и семейного обучения (о которых мы рассказали подробнее в предыдущих статьях) и обучения непосредственно в школе.
Формат получения образования на расстоянии появился ещё в конце XVIII века. Педагоги отправляли ученикам учебные материалы по почте, а те их выполняли и отправляли таким же способом на проверку, получая в следующий раз комментарии от учителя и новое задание. Так появилось «корреспондентское обучение», которое стало видом дистанционного образования и практикуется до сих пор.
Время шло, благодаря бурному научно-техническому прогрессу во второй половине XX века открылась новая страница в дистанционном обучении, появились другие методы получения образования на расстоянии: по телевидению и радио. Это позволило увеличить аудиторию обучающихся в сотни раз, однако главный недостаток заключался в том, что слушатель не мог получить обратную связь.
Опыт прошлого и прорыв технологий позволяет нам сейчас видеть дистанционное образование в новом, максимально доступном и похожим на привычную форму обучения, виде. Наиболее полную картину работы дистанционного обучения в современных условиях можно было наблюдать во время пандемии COVID-19, когда каждый ученик, студент и работник в сфере образования был вынужден освоить данный формат обучения. Безусловно, это не могло пройти бесследно как для всей системы дистанционного образования, которая улучшилась благодаря многократно возросшей аудитории, так и для системы образования в целом.
Среди преимуществ дистанционного образования можно выделить: возможность учиться из любой точки мира; доступность для людей с ограниченными возможностями здоровья; альтернатива классическому обучению за школьной партой в чрезвычайных ситуациях; применение цифровых технологий; экономия времени на дорогу; обучение в комфортной домашней обстановке.
Но также есть и ряд недостатков: нехватка или отсутствие общения с другими обучающимися; негативное влияние на здоровье; низкая доступность технических средств, необходимых для обучения на расстоянии; снижение мотивации у учеников и соответственно снижение результативности обучения; снижение или отсутствие объективности оценивания знаний из-за отсутствия возможности контроля самостоятельности выполнения задания; индивидуальные факторы, мешающие обучению (соседи по комнате, семья, перебои в работе электричества, Интернета и т.п.).
Таким образом, дистанционное обучение имеет множество плюсов и минусов, становясь в одних ситуациях незаменимым, а в других – недостаточным.
Что делать в случаях, когда обучающийся понимает, что дистанционная форма обучения для него наиболее подходящая и эффективная? Если не брать в расчёт, например, санитарно-эпидемиологическую ситуацию в стране или другие независимые от обучающегося обстоятельства, то индивидуальный порядок перехода на дистанционное обучение возможен в отдельных случаях.
Законодательно дистанционное обучение не является самостоятельной формой образования. Вместе с тем дистанционное обучение – это образовательная технология, которая может применяться при реализации образовательных программ. Поэтому обучающийся и его законный представитель не имеют оснований требовать от образовательной организации дистанционной формы обучения, однако можно выяснить, реализуется ли конкретным учебным заведением данная образовательная технология. Если образовательная организация предоставляет такой вариант, то необходимо изучить локальные акты этой организации о дистанционном обучении и следовать им.
Текст: Наталья Мкртчян,
студентка 4 курса факультета начального образования
Редактор: Софья Шустова,
студентка 4 курса дефектологического факультета
Картинка: Полина Дорофеева,
студентка 1 курса факультета начального образования