22-23 марта 2022 г. в Российской государственной детской библиотеке (РГДБ), прошла III Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики». В работе форума приняли активное участие доцент кафедры психологической антропологии Института детства, кандидат педагогических наук Елена Сергеевна Рычагова и студенты 5 курса факультета начального образования Института детства Екатерина Яковлева, Наталья Еремина, Диана Гмырина.
Цель мероприятия – обсуждение современных подходов к исследованию российского читателя, рассмотрение актуальных проблем в сфере изучения чтения, в том числе детского и семейного. Второй день работы научно-практической лаборатории в РГДБ посетила министр культуры России Ольга Борисовна Любимова.
На секции «Читательские предпочтения детей и молодежи» с докладом на тему «Считалки как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» выступили Е.С. Рычагова и Екатерина Яковлева, студентка 507 группы факультета начального образования. Они познакомили слушателей с результатами и интересным практическим материалом своего исследования.
В рамках сотрудничества преподавателей кафедры психологической антропологии и ГБОУ Школа №1861 на секции с докладом на тему «Взаимодействие детского сада и библиотеки по сохранению традиции семейного чтения» выступила старший воспитатель Татьяна Владимировна Перкова. Она представила содержательные материалы своего исследования читательской активности современной семьи, опыт работы детского сада и библиотеки.
Е.С. Рычагова в знак глубокого уважения и с благодарностью за многогранное деловое партнерство передала ведущему специалисту в области детской литературы, кандидату филологических наук З.А. Гриценко книгу «Как в капле росы».
Студенческая молодежь не только выслушала глубокие выступления специалистов, но и включалась в дискуссию по актуальным вопросам. Коллеги и студенты поделилась своими впечатлениями.
Татьяна Владимировна Перкова: «Сегодня впервые побывала в РГДБ не в качестве читателя, а в роли докладчика на секции «Читательские предпочтения детей и молодежи» III Научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики». Я представляла свою успешную практику реализации исследовательской работы в библиотеке №142 ЮАО г. Москвы по сохранению традиции семейного чтения. Кроме моего было еще много интересных докладов и все они несли главное, что библиотека сегодня становится новым образовательным пространством, центром для общения и приобщения к культуре. Обсуждения были очень яркие, живые, позитивные. Каждый извлек для себя что-то новое от детской считалки до классических литературных произведений. Огромное спасибо организаторам РГДБ, особое Гриценко З.А. и Рычаговой Е.С., которые были с нами на секции».
Екатерина Яковлева: «Сегодня впервые была участником с докладом на научно-практической лаборатории «Изучаем чтение: форматы и практики» в Российской государственной детской библиотеке. Выступала со статьей, которую написали совместно с замечательным педагогом Еленой Сергеевной Рычаговой. У нас получилась прекрасная работа «Считалки как средство развития детей старшего дошкольного возраста». Конечно, сначала я волновалась, но потом все волнение куда-то ушло, я просто вышла и рассказала о своем исследовании. Все прошло потрясающе. У меня остались только положительные эмоции. Это мое первое профессиональное выступление, с которым, по-моему мнению, я справилась отлично. Безусловно, еще есть над чем работать, но первый положительный опыт получен. Будем работать в таком русле дальше. Как слушателю хотелось бы отметить выступление Перковой Татьяны Владимировны, старшего воспитателя ГБОУ Школа №1861 «Загорье» г. Москвы. Она такая позитивная, так воодушевлена своим делом. Зарядила всех слушателей своим позитивом и, в какой-то мере, дала мне правильный настрой на выступление (мое выступление было следующим). Интересная работа Решетниковой Виктории, экскурсовода Центрального Музея Великой Отечественной войны. Не думала, что о военном времени можно так интересно рассказать детям, используя литературные произведения. Захотелось попасть к ней на экскурсию. В целом, все работы были насыщенные, полезные. Обсуждая выступления, каждый выступающий нашел для себя новые незатронутые стороны своего исследования, которые было бы интересно рассмотреть, и я в числе таких. Зинаида Александровна Гриценко показала еще один вариант для рассмотрения считалок при работе с детьми старшего дошкольного возраста. Взяла себе на заметку, буду работать дальше».
Наталья Еремина: «23 марта 2022 года я посетила III Научно-практическую лабораторию «Изучаем чтение: форматы и практики», которая проводилась в Российской Государственной Детской библиотеке. Мне довелось стать гостем на секции № 1, которая была посвящена читательским предпочтениям детей и молодежи. Безусловно, тема выбрана весьма интересная, широкая, актуальная для нашего времени. Было интересно узнать, какие направления и исследования были определены докладчиками для освещения. Темы были многогранны и разнообразны. Почти каждое выступление подкреплялось наглядностью в виде лаконичных и ярких презентаций, информация в которых была представлена очень грамотно. Докладчики один за другим производили потрясающее впечатление: они делились своими исследованиями, приводили запоминающиеся примеры, радовали весомыми и конкретными выводами. Отдельно хочется отметить статистику, которая встречалась в каждом втором докладе. Приятно видеть «живые» цифры и ответы, подробный анализ результатов опроса детей-подростков и взрослых. Больше всего запомнилось выступление Ольги Борисовны Пальниковой, которая представляла библиотеку города Самары и рассказывала о том, как устроен их читательский клуб для молодежи. Библиотекарь делилась особенностями их небольшого клубного сообщества, рассказывала, как устроено взаимодействие с членами клуба, делилась нюансами создания и содержания подобного коллектива. Ненароком я поймала себя на мысли о том, что мне тоже хотелось бы принадлежать к такому небольшому сообществу, где можно было бы обсуждать прочитанные книги, делиться своими впечатлениями и взаимодействовать с людьми, которые разделяли бы мои вкусы относительно литературы. Еще одно выступление, которое явно нескоро покинет чертоги моего разума – «Дети-герои Великой Отечественной войны: проблематика и актуальность». Виктория Романовна Решетникова рассказала о том, как проходят экскурсии для детей в Центральном Музее Великой Отечественной войны. В ходе взаимодействия с детьми экскурсоводы прибегают к использованию литературы, в которых описывались дети в военные годы. Они предлагают детям познакомиться с конкретными фрагментами прозаических произведений, в которых описываются маленькие герои, проявляющие мужество и отвагу, сражаясь с врагом в своем таком юном возрасте. Очевидно, что на наших современных детей, которые посещают музей, это производит особое впечатление. Литература, конечно же, подбирается в соответствии с возрастом маленьких посетителей. Это очень необычный подход в работе музея, который поразил и меня. Замечательно, что с помощью литературы можно доносить глубокие мысли до детей и подростков не только в рамках образовательных учреждений, но и в культурных организациях, причем в таком нестандартном виде. Нельзя не отметить и выступление Яковлевой Екатерины Владимировны, которая является моим верным спутником в студенческой жизни. Она рассказывала о считалочках и об их важности в развитии коммуникативных способностях детей старшего дошкольного возраста. Екатерина приводила подробный анализ бесед с современными детьми о считалках. Не обошлось и без анкетирования родителей по данному вопросу. Разница между поколениями была заметна невооруженным глазом. Мне очень нравится анализировать и сравнивать отличия между тем, как было раньше и между тем, что мы имеем сейчас, в жизненном опыте наших современных дошкольников. На мой взгляд, тема очень интересная. Каждого докладчика было интересно слушать. После каждого выступления организовывалась живая дискуссия. Все участники и гости задавали вопросы, на которые выступающие давали обоснованные, четкие ответы. Было приятно находиться в обществе людей, которые действительно пришли с большим интересом в открытии для себя новых знаний, в получении достоверной информации по теме секции. Российская Государственная библиотека, в прочем, как и всегда, очень тепло и радушно принимала как участников лаборатории, доцентов, педагогов, библиотекарей, так и обычных студентов, которые пришли за опытом и полезной информацией. После подобных мероприятий становится очень тепло на душе от людей, с которыми удается познакомиться, и от продуктивности дня, так как без новых впечатляющих открытий я еще ни разу не уходила с мероприятий и конференций в РГДБ. Обязательно буду посещать следующие мероприятия и, скорее всего, с большим удовольствием приму участие как докладчик в дальнейшем. Хочется выразить благодарность библиотеке за то, что она предоставляет такую возможность педагогам, библиотекарям, студентам, многим другим желающим и всегда организовывает потрясающие встречи, на которых поднимаются важные и острые темы, касающиеся нашей литературной реальности».
Гмырина Диана: «Я побывала на научно-практической лаборатории, которая называлась «Изучаем чтение: форматы и практики». Меня пригласила моя сокурсница, Яковлева Екатерина. На этой конференции она подняла очень интересную тему «Считалки как средство развития коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста». Ее выступление было очень информативным, на своих примерах она подробно рассказала о том, как в наше время дети пользуются считалками в своей речи, как коммуницируют между собой. Помимо выступления Екатерины, было поднято много других волнующих тем. Например, меня очень впечатлил доклад Решетниковой Виктории, которая, на примере своей работы, показала, как можно вовлекать детей в историю нашей Родины, что можно доходчиво объяснить детям то, что происходило в Великую Отечественную войну простым языком, и это будет интересно и младшим школьникам, и старшим детям. Ее выступление было настолько содержательным, что взрослое поколение тоже восхитилось прекрасным рассказом. Еще хотелось бы отметить старшего воспитателя детского сада Перкову Татьяну Владимировну. Ее было бесконечно здорово слушать, в ее горящих глазах было видно, как человек вовлечен в свою работу. Дорогого стоит, когда человек придумывает различные мероприятия для детей и вовлекает их в чтение, знакомит с библиотекой, ведь это все надо закладывать в умы людей с самого малого возраста. Конечно, огромная благодарность Рычаговой Елене Сергеевне, она всегда мотивирует студентов на работу в детских учреждениях. Просто пообщавшись с ней, в голове появляются разнообразные идеи по взаимодействию с детьми. Ее опыт бесценен, очень приятно, когда есть такой человек, который может заинтересовать настолько, что получаешь огромный заряд на дальнейшую работу в своей деятельности. В целом могу сказать, что я вдохновилась данной конференцией и обогатилась полезной информацией».