С сентября 2023 года во всех российских школах реализуется единая модель профориентации “Россия — мои горизонты” (“Билет в будущее”), направленная на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда.
В рамках системы городских мероприятий по реализации данной модели в ГБОУ СОШ № 1998 г. Москвы “Лукоморье” и сотрудничества школы с Институтом детства 8 октября состоялось погружение обучающихся 10-11 педагогических классов в профессию учителя-дефектолога для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Со стороны школы мероприятие было организовано благодаря директору — О.А. Белоусовой и заместителю директора — И.А. Каташеву. Со стороны вуза организацию профориентационного квеста взяла на себя кафедра дошкольной дефектологии (зав. кафедрой А.В. Кроткова, проф. Н.В. Микляева, выпускница аспирантуры, учитель-дефектолог ГБУ ГППЦ ДОНМ ГМ Т.А. Чудесникова).
Квест предполагал, что старшеклассники пройдут по нескольким станциям вместе со студентами 3-го курса бакалавриата и 1-го курса магистратуры: “Проведение психодиагностики и определение проблем в развитии ребенка” (ответственные — студенты А. Шнайдер и В. Карбовничая); “Сенсомоторные игры для детей с нарушением слуха и интеллекта, опорно-двигательного аппарата” (ответственные — Е. Потапова и К. Крылова); “Театрально-драматические игры для детей с нарушениями речи и зрения” (руководители — М. Пушкина и А. Черкашина); “Психотерапия для детей с расстройствами аутистического спектра” (ответственная — А. Якубова).
На первой станции были использованы 3D-очки и двуручные лабиринты для оценки работы нервной системы и зрительного анализатора. На второй — напольная сенсомоторная игра с карточками для глобального чтения (для получения представлений о том, как воспринимают инструкции и ориентируются в процессе обучения дети с нарушениями слуха, использовались противошумные наушники). Третья станция была организована, как интерактивная книга с возможностью тактильно-зрительного восприятия (здесь использовались плотные повязки на глаза). На четвертой станции был демонстрационный материал с панно и барельефными масками с разными эмоциональными состояниями.
Фоторепортаж вела студентка 3-го курса кафедры дошкольной дефектологии А. Гусейнова.
За каждый вид активности старшеклассники получали наклейки с логотипом Студенческого научного общества, чтобы использовать их с планшетом или ноутбуком. Наклейки были яркими и красивыми, каждый мог выбрать свой вариант изображения и представить себя в будущем как члена нашего СНО и студента дефектологического факультета. Также те старшеклассники, которые прошли квест до конца, получили штрих-код с набором стикеров в Телеграм, с фразами самоподдержки для будущих дефектологов.
Опыт проведения квеста показал, что такое мероприятие действительно способствует формированию представлений о профессии дошкольного дефектолога и, мы надеемся, повышают эффективность профориентационных мероприятий для школьников в целом.