Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

ХГФ: в рамках научной сессии по итогам НИР за 2021 год прошла работа секции кафедры методики преподавания изобразительного искусства

Наука

29 марта 2022 года в гибридном формате состоялась научная сессия кафедры методики преподавания изобразительного искусства художественно-графического факультета Института изящных искусств МПГУ.

По сложившейся традиции кафедра методики преподавания изобразительного искусства в очередной раз проводит весеннюю научную сессию по итогам научно-исследовательской работы за прошедший 2021 год.

Качественное высшее образование всегда основывается на фундаменте науки и одним из важных показателей работы кафедры методики преподавания изобразительного искусства является качественная фундаментальная подготовка выпускников, которую обеспечивает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав кафедры и наличие научной школы, основоположником и руководителем которой является Николай Николаевич Ростовцев (1918-2000) – д.п.н., выдающийся ученый, педагог и художник, который всегда считал, что методика преподавания изобразительного искусства требует особого подхода.

Сегодня кафедра методики преподавания изобразительного искусства является продолжателем традиций научной школы Ростовцева Н.Н. Учебная, воспитательная, методическая и научная деятельность кафедры направлена на воспитание и формирование гармонично развитой личности конкурентоспособного и компетентного специалиста, владеющего навыками самостоятельной организации и приобретения необходимых знаний и умений.

Данная цель конкретизируется и формулируется в ключевых направлениях фундаментальных и поисковых научных исследований кафедры методики:

  1. Разработка методологии и методик формирования содержания начального, основного и среднего общего образования и на их основе регулярное внесение необходимых изменений в содержание образования
  2. Научно-методическое обеспечение и сопровождение гибридных (дистантных) форм обучения и воспитания в период пандемии.
  3. Современные образовательные и интерактивные технологии, активные методы профориентации в содержании профориентационной деятельности.
  4. Традиции и современные пути развития академического образования: преподавание живописи графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, искусствознания, новейших художественных течений и новых дисциплин.

Данные направления исследований кафедры были частично отражены в докладах участников научной сессии.

Открыл научную сессию кафедры методики преподавания изобразительного искусства академик РАО и РАХ, научный руководитель художественно-графического факультета, д.п.н., профессор Станислав Петрович Ломов. Приветствуя участников конференции, он, в частности, отметил все возрастающую роль фундаментального образования, которое сегодня тяготеет к максимальному сохранению и передаче знаний и опыта молодому поколению. «Все мы живем в стремительно меняющемся мире, поэтому важнейшей задачей кафедры методики является научно-методическая подготовка наших студентов на базе непреходящих ценностей культуры и классического изобразительного искусства. Сегодня стало очевидным, что надо управлять не личностью, а процессом ее воспитания и развития. А это означает, что выдвигаются на первый план диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через предмет «изобразительное искусство» и создание воспитывающих ситуаций через разнообразную творческую деятельность. Несомненно, что создание новых методических разработок, написание современных учебников и учебных пособий, особенно по новым направлениям – актуальный, серьёзный и уважаемый труд, а также крупный вклад в образование и науку. Результаты такой деятельности фактически представляют собой научные исследования по теории, методике и практике изобразительного искусства в высшей школе. В настоящее время мы наблюдаем целый ряд вызовов, диктуемых, резким ростом объёма информации, подлежащим усвоению и осмыслению. Возможность достойно ответить на эти вызовы в значительной степени определяется знакомством преподавателя с общими фундаментальными положениями дидактики, осознанием им специфики процесса преподавания в современном университете, владением активными и интерактивными методами обучения, умением находить, использовать и создавать нужные педагогические методы и приёмы. Дать необходимые конкретные знания по всем этим вопросам, которые необходимо применить в практической работе со студентами, призвана педагогика художественного образования» – завершил свое выступление Станислав Петрович.

Далее, со вступительным словом к участникам конференции обратился заведующий кафедрой методики преподавания изобразительного искусства, к.п.н., доцент РАО – Руднев И.Ю. Он поприветствовал участников научной сессии, поблагодарил всех откликнувшихся на приглашение, и отметил, что целью и задачами научной сессии кафедры методики является объединение знаний, усилий и опыта всего нашего педагогического сообщества в деле подготовки высокообразованных компетентных специалистов, а также обмен опытом инновационной, учебно-воспитательной и методической работы в сфере художественно-педагогического образования. Руднев И.Ю. высказал уверенность, что такие мероприятия всегда востребованы среди педагогов и полезны, и нынешняя научная сессия, которая проходит под общей тематикой «Традиции и инновации в художественном образовании», не исключение. Руднев И.Ю. пожелал всем участникам плодотворной работы и предоставил слово первому участнику – Долгоаршинных Н.В., к.п.н., доценту кафедры методики преподавания изобразительного искусства. Тема доклада: «Развитие творческих способностей школьников на уроках изобразительного искусств».

Далее, с докладами выступили:

  • зав. кафедрой методики, к.п.н.  – Руднев Иван Юрьевич. Тема: «Научно-методическое обеспечение дидактического процесса и сопровождение гибридных форм обучения на ХГФ с помощью электронных учебных курсов».
  • Игнатьев Сергей Евгеньевич, д.п.н, профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства с докладом: «Процесс создания художественного образа в изобразительной деятельности».
  • Сокольникова Наталья Михайловна, д.п.н., профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства. Тема: «Развитие художественно-творческой активности школьников в процессе обучения изобразительному искусству и дизайну».
  • Аманжолов Сейткали Абдикадырович, д.п.н., профессор кафедры методики преподавания изобразительного искусства с докладом: «Особенности организации научно-исследовательской работы в магистратуре».
  • Григораш Алена Владимировна, канд. искусствоведения, доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства. Тема выступления: «Цифровизация цветоведения сегодня в университетской дидактике на примере белого цвета»
  • Раздобарина Лидия Александровна, к.п.н., доцент кафедры методики преподавания изобразительного искусства. Тема: «Особенности проведения практики на ХГФ в дистанционном формате».
  • Маслова Анна Николаевна, аспирант кафедры методики преподавания изобразительного искусства. Тема: «Педагогический рисунок как метод активизации творческого потенциала учащихся в системе дополнительного образования дошкольников».
  • Новожилов Илья Игоревич, аспирант кафедры методики преподавания изобразительного искусства. Тема: «Интегративные методы обучения живописи китайских студентов в российских вузах».
  • Ма Имин, аспирант кафедры методики преподавания изобразительного искусства. Тема: «Методика преподавания пейзажа в общеобразовательных школах КНР».
  • Слюсарева Анастасия Евгеньевна, аспирант кафедры методики преподавания изобразительного искусства. Тема: «Оптимизация самостоятельной работы студентов художественно-графического факультета по дисциплине «Живопись».

В целом работа сессии прошла на высоком научно-практическом уровне. Все доклады сопровождались презентациями и завершались плодотворной дискуссией. Во время обсуждения докладов сохранялась доброжелательная атмосфера позитивного научного спора и взаимного уважения. Расширенная тематика докладов научной секции представила видение современных проблем в художественно-педагогическом образовании не только России, но и в Китае, с которыми сталкиваются сегодня многие педагоги, ученые, художники. Очевидно, что вопросы методики преподавания изобразительного искусства сегодня играют важную роль, особенно в условиях трансформации художественно-педагогического образования. Поэтому необходимо искать разумный баланс между сохранением традиций и внедрением инноваций, с целью передачи накопленного багажа знаний и опыта новым поколениям студентов ХГФ. Результаты проведения научной сессии еще раз показали, что надо ориентироваться не на отказ от традиций и принципиальную новизну инноваций, а органично вписать инновационный инструментарий в современный культурный контекст, придав современному художественному образованию новые смыслы, расширив и обогатив существующие традиции.

Заведующий кафедрой методики преподавания

изобразительного искусства,

канд. пед. наук, доцент РАО

Руднев И.Ю.

02 / 04 / 2022

Показать обсуждение