Профессор кафедры дошкольной дефектологии дефектологического факультета Института детства МПГУ Наталья Викторовна Микляева представила серию уникальных интерактивных изданий, направленных на формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста христианских добродетелей и нравственных качеств. Речь идет о двух частях учебно-методического комплекса «Духовный алфавит», опубликованных издательством «Директ-Медиа» в декабре 2025 года.
Книги — «Духовный алфавит. Часть I. Интерактивная рабочая тетрадь для детей» и «Духовный алфавит. Часть II. Сценарии уроков для воскресной школы» — представляют собой целостную систему, сочетающую глубокое теологическое содержание с современными педагогическими подходами. Каждая буква русского алфавита символизирует одну из важнейших добродетелей: от Альтруизма и Благородства до Щедрости и Ясности. Пособия включают притчи, раскраски, карточки для домашних заданий, методические рекомендации, а также подробные сценарии занятий, что делает их универсальным инструментом как для семейного воспитания, так и для образовательных организаций.
Особое внимание уделено практической реализации федеральных требований к программе воспитания обучающихся, закрепленных в ФГОС ДО и ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данные пособия органично вписываются в приоритетное направление — формирование у детей ценностного отношения к семье, Отечеству, труду, знаниям, культурному и духовному наследию народов России.
Как отмечаетНаталья Викторовна Микляева: «Наши дети растут в сложном информационном пространстве. Задача педагога — не просто передать знания, но помочь ребенку выработать внутренний компас добра. „Духовный алфавит“ — это попытка сделать процесс нравственного воспитания живым, доступным и эмоционально значимым. Через игры, творчество, рефлексию и совместные проекты, такие как „Тихие шаги Ангела: детское кино и духовные добродетели“, мы помогаем детям не только узнавать добродетели, но и проживать их».
В разработке пособий учтены ключевые принципы современной инклюзивной педагогики. Учитывая опыт работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, Н.В. Микляева и выпускники Студенческого научного общества кафедры дошкольной дефектологии адаптировали материалы для использования в условиях как массового, так и специального образования. Так, коллективный проект «Школа добродетелей: письма Богу» и настольные дидактические игры «Мемори» (парные карточки с мини-историями из жизни святых людей), «Ассоциации к добродетелям», «Путь к свету» с наборами игровых полей, кубиками для интерактивных игр и масками для театрализации позволяют развивать у детей историческую память, способность к рефлексии, эмпатии и осознанному выбору. Это особенно актуально в свете требований к созданию единого образовательного пространства, где каждый ребенок имеет право на полноценное духовное и нравственное развитие.
Издание уже нашло применение на базе региональных центров реабилитации детей с ОВЗ, воскресных школ при православных храмах и прихода Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря Алатыря (Чувашия).

























