С целью совершенствования существующих форм и методов преподавания русского языка иностранным обучающимся лабораторией социальных технологий кафедры теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой Института социально-гуманитарного образования (ИСГО) было проведено исследование по оценке иностранными обучающимися своего уровня владения иностранным языком и качества преподавания русского языка в МПГУ.
Опрос проходил в ноябре 2022 года. В нем приняли участие 115 респондентов –иностранных обучающихся ИСГО. Для исследования разработана онлайн-анкета. Респондентам было предложено оценить уровень языковой подготовки по русскому языку и качество организации преподавания русского языка в ИСГО МПГУ. В организации опроса и проведении исследования приняли участие преподаватели кафедры: заведующий лабораторией социальных технологий О.И. Белоусова, доцент Е.Е. Луцькая, доцент Т.Р. Миняжев, доцент М.А. Яковлева.
Особый интерес представляют результаты опроса о начальном уровне подготовки иностранных студентов по русскому языку на момент поступления в МПГУ. Опрос подтвердил, что его недостаточно для удовлетворения требований учебного процесса. Навыком «Читать русский текст вслух» овладели на момент поступления в МПГУ более половины (54%) опрошенных. Около 44% были способны понимать устную речь одногруппников. Еще 34% опрошенных заявили о том, что они способны понимать устную речь преподавателей и около трети (28%) готовы общаться на русском языке с одногруппниками–россиянами. И все же, значительной остается доля тех респондентов (12%), которые не овладели ни одним навыком/умением из перечисленных в анкете.
Тем не менее, судя по результатам опроса, образовательная программа подготовки по русскому языку соответствует ожиданиям большинства иностранных студентов (76%), и только 3% респондентов – придерживаются альтернативной позиции (рис 1).
Рис. 1. Распределение ответов на вопрос: «Как Вы считаете, соответствует ли образовательная программа подготовки по русскому языку Вашим ожиданиям?», %
По итогам исследования даны рекомендации, в частности: совершенствовать систему довузовской подготовки в направлении выработки навыков восприятия речи на слух и увеличения словарного запаса; введение для иностранных студентов начального курса профессионального русского языка по выбранному ими направлению подготовки; предоставление возможности обучающимся посещать платные занятия по русскому языку, направленные на развитие навыков активного слушания/говорения, а также на развитие навыков письма со словарем, но без автоматического переводчика.