6 декабря 2024 г. в Институте детства прошел круглый стол «Современный контекст исследований одаренности», организованный кафедрой психологической антропологии. Круглый стол проходил в смешанном формате, часть участников присутствовали в аудитории, часть подключились в онлайн режиме.
Целью круглого стола было обсуждение и систематизация теоретических подходов в исследовании творчества и одаренности на современном этапе.
Ирина Дмитриевна Демакова, Почетный профессор МПГУ, доктор педагогических наук, открыла Круглый стол словами признательности, обращенными к Диане Борисовне Богоявленской, человеку, без которого это мероприятие, как и многие, ранее прошедшие содержательные и объединяющие множество специалистов конференции, не состоялось бы. Она подчеркнула, что «Диана Борисовна сама – очень одаренный человек, и это лежит в основе всего, что происходит с ней и с нами».
Ведущий доклад, который назывался «Современный контекст исследований одаренности», был сделан профессором, доктором психологических наук, ведущим в России специалистом по психологии творчества и одарённости, автором уникальной теории психологии творчества и одаренности Дианой Борисовной Богоявленской. В докладе раскрывалась сущность понятий творчества и одаренности, были показаны исторические причины возникновения и бытования (и по сей день!) трактовок одаренности как проявления врожденных качеств человека, как высокого уровня способностей, а творчества – как создания нового продукта. Подобное определение творчества по продукту не позволяло понять специфику процесса, стоящего за этим созданием, а именно способности познания как родовой сущности человека. Диана Борисовна показала, как эти устаревшие представления до сих пор транслируются в научной среде и раскрыла современный подход к пониманию творчества и одаренности, где творчество понимается как действие вне утилитарной потребности, действие, теряющее форму ответа, т.е. не стимулированное внешними факторами.
Следующий доклад «Прогностичность вовлеченности младших подростков в онлайн-кружок для их дальнейшей академической успешности и исследовательских интересов» был сделан доцентом кафедры психологической антропологии Института детства и Института образования НИУ ВШЭ, кандидатом психологических наук Алексеем Сергеевичем Обуховым. Доклад был посвящен обсуждению результатов лонгитюда 2020-2024 гг., основным вопросом которого было, как проявленная вовлеченность в онлайн-кружок с решением задач открытого типа может быть прогностичной как в отношении дальнейшей академической успешности подростков, так и их интереса к исследовательской деятельности. Алексей Сергеевич представил результаты проведенного исследования и показал, что учащиеся с широким спектром интересов демонстрируют разностороннюю успешность, а также обратил внимание на конкретные инструменты и подходы, позволяющие создавать условия для проявления детских интересов, вовлеченности, выхода за пределы предлагаемой задачи.
Доклад профессора, доктора психологических наук, ведущего научного сотрудника ПИ РАО Натальи Борисовны Шумаковой «Интеллектуальные соревнования в жизни одаренных старшеклассников: две стороны одной медали» был посвящен представлению результатов исследования, в котором было показано, как связана жизнестойкость студентов с опытом участия в интеллектуальных соревнованиях и какова их субъективная оценка значимости этого опыта. Было выявлено, что студенты, оценившие свой опыт в участия в интеллектуальных соревнованиях как позитивный, обладают более высоким уровнем психической устойчивости, жизнестойкости, вовлеченности и контроля, чем студенты, оценившие такой опыт как нейтральный или травмирующий. В ходе научного диспута профессор кафедры психологической антропологии, кандидат психологических наук Алла Николаевна Фоминова в свою очередь поделилась авторским видением феномена жизнестойкости личности, корректное понимание которого особенно актуальны для школы сегодня.
В заключительном докладе кандидата психологических наук, профессора МГППУ Виктора Кирилловича Зарецкого «От исследования мышления на материале решения творческих задач к рефлексивно-деятельностному подходу» было продемонстрировано, как из связи творчества и рефлексии возникает проблема самоопределения, как трансформируется исходный замысел при столкновении психолога с практической проблемой оказания помощи детям с трудностями в обучении. И это служит прекрасной иллюстрацией тезиса о том, что «талантливыми могут быть все».
Академический формат круглого стола предполагает вовлеченность в дискуссии всех участников. Так, Людмила Александровна Дикая, кандидат психологических наук, доцент, главный научный сотрудник Академии психологии и педагогики Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южный федеральный университет» города Ростова-на-Дону, сделала сообщение по теме «Факторы, способствующие вовлеченности обучающихся в исследовательскую деятельность». А Татьяна Геннадьевна Головина, руководитель центра олимпиадной подготовки МАОУ «Лицей № 22 “Надежда Сибири”» города Новосибирск в своем выступлении рассказала о «Сопровождении одаренных школьников в олимпиадной подготовке и участии в предметных олимпиадах высокого уровня». Практический аспект проблематики круглого стола также раскрыла в Наталья Борисовна Дрозд, учитель начальных классов, ГБОУ «Школа № 1208» города Москвы, акцентировав внимание на специфике условий образования одарённых детей.
Материалы круглого стола будут полезны студентам, магистрантам и аспирантам, а также всем заинтересованным в проблематике современных исследований одаренности.
Текст: Е.В. Трифонова
доцент кафедры психологической антропологии
Фото: Л.И. Адамян, Е.И. Адамян