Студенческая лаборатория социальных технологий кафедры теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой в начале октября 2025 г. провела опрос среди преподавателей и студентов ИСГО. Одна из целей опроса состояла в определении того как студенты и преподаватели ИСГО относятся к использованию искусственного интеллекта в учебном процессе. Сегодня мы знакомим Вас с некоторыми результатами данного опроса.
В ходе исследования было установлено наличие у участников исследования полярных взглядов:
- 55% студентов считают использование ИИ при подготовке заданий нормой и признаком цифровой грамотности.
- 51% преподавателей видят в этом угрозу для интеллектуального развития и академической честности.
Как же студенты используют ИИ?
Большинство студентов применяют ИИ как «интеллектуального помощника»: для поиска информации (71%), составления планов (49%) и объяснения сложных тем (48%). Но каждый десятый признался, что использует его для создания готовых работ.
Кластерный анализ выявил три группы:
- «Технологические энтузиасты» (28%) – в основном студенты, открытые ко всему новому.
- «Осторожные скептики» (32%) – в основном преподаватели, видящие в ИИ риски.
- «Умеренные прагматики» (36%) – те, кто за разумное внедрение и правила.
Главный барьер – не техника, а доверие
Основные препятствия – это не отсутствие доступа, а следующие позиции:
- Недоверие к качеству информации («галлюцинации» ИИ)
- Страх нарушения академической честности
Что же делать?
Участники опроса предлагают не запреты, а четкие правила:
- Ввести курсы по цифровой грамотности и этике ИИ.
- Официально разрешить ИИ с обязательным декларированием его использования.
- Интегрировать ИИ в учебный процесс как часть развиваемых компетенций.
А к какому лагерю Вы