Лабораторией социальных технологий кафедры теоретической и специальной социологии им. М.А. Будановой ИСГО МПГУ в мае 2024 г. был проведен опрос на тему «Умные технологии для продвинутых студентов». В качестве респондентов в опросе принимали участие обучающиеся ИСГО различных курсов и направлений подготовки. Объем выборки – 122 респондента. В его организации и проведении участвовали студенты-социологи 2 курса: Дарья Авдеева, Юлия Лисиченок, Анна Королькова, Антон Завалякин. Руководитель проекта – заведующий лабораторией, ст. преподаватель кафедры О.И. Белоусова. Среди целей опроса – использование нейросетей студентами ИСГО в учебной деятельности. Предлагаем Вам ознакомиться лишь с некоторыми ответами респондентов на вопросы социологов.
Опрос показал, что 70% студентов ИСГО пользуются нейросетями для решения различных практико-ориентированных задач. Самые популярные нейросети среди студентов: ChatGPT, Gamma al Midjourney, YandexGPT. Среди тех, кто умеет пользоваться нейросетями, больше 90% считают, что их уместно использовать в учебе. Однако среди тех, кто не разобрался, как пользоваться нейросетями, 26% считают, что их использование в учебе неуместно.
Интересно отметить, что около половины студентов используют нейросети для написания и редактирования текстов (рис. 1). Еще 18% используют нейросети для создания иллюстраций к своим работам, 17% для перевода иностранных текстов. И только 7% – в качестве шпаргалки на зачетах и экзаменах.
В ходе опроса студенты должны были определить и то, какие преимущества дает использование нейросетей. Большинство респондентов считает, что использование нейросетей существенно экономит время на выполнение заданий. Каждый пятый студент полагает, что нейросети могут предложить рекомендации по расписанию, напоминания о дедлайнах, а также подсказки по изучению конкретных тем и даже обеспечить создание индивидуальных планов обучения.
Подчеркнем, что респонденты указали недостатки в использовании нейросетей. 40% студентов считают, что использование нейросетей в учёбе грозит возможностью допущения ошибок, искусственный интеллект может ошибаться или додумывать информацию. Кроме того, участники опроса отмечают вероятность появления зависимости от нейросетей – студент теряет тягу к самостоятельности и предпочитает полагаться на искусственный интеллект
В целом же использование нейронных сетей в студенческой жизни представляет собой перспективное направление, которое имеет потенциал кардинально изменить обучение и повысить эффективность учебного процесса. Нейросети могут быть применены для ряда задач, таких как написание и редактирование текстов, написание программного кода, обработка фото и изображений, создание самих иллюстраций к работам студентов. Но также следует учитывать, что применение нейросетей требует осторожного подхода, так как искусственный интеллект может допускать ошибки или же додумывать информацию. Кроме того, важно помнить, что технологии никогда не могут полностью заменить профессионала -преподавателя или студента, и их использование должно сосредоточиться на поддержке и расширении человеческого интеллекта, а не на его замене.