Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

IV Зимняя антропологическая школа кафедры психологической антропологии Института детства прошла в Каргополе

Новости МПГУ

На студенческих каникулах в городе Каргополь Архангельской области прошла IV Зимняя антропологическая школа. Школа была организована кафедрой психологической антропологии и прошла под руководством доцента кафедры – Адамян Л.И. Научным консультантом выступил ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования Национального исследовательского университета ВШЭ Обухов А.С. В данной поездке приняли участие преподаватели кафедры психологической антропологии (Адамян Е.И., Воробьева И.Н., Гаврилова О.Я., Жукова Е.В., Кондратьева Н.Л., Рычагова Е.С.), студенты Института детства, а также студент 2 курса магистерской программы «Философия и история религий» ВШЭ Тарасов С.А. В этом году в программе Школы принял участие и постдокторант Страсбургского университета и регент ставропигиального храма Всех Святых в г.Страсбург (Франция) Вук Вукович.

Зимняя антропологическая школа была задумана как практико-ориентированная выездная Школа с погружением студентов и преподавателей в изучаемую культуру конкретной местности. Основная цель, которая ставилась — это изучение традиционной культуры народов Русского Севера. Ее реализация происходила двумя путями: через освоение народных промыслов жителей Русского Севера (каргопольская глиняная игрушка, плетение из бересты, обережная кукла и др.) и через профильные вечерние занятия, мастер-классы, а также просмотры документальных антропологических фильмов, снятых во время экспедиций прошлых лет в этом же регионе.

Программа составлена таким образом, что первая половина дня была посвящена знакомству с городом Каргополь с его величавым архитектурным ансамблем памятников белокаменного зодчества XIV – XVIII веков (Христорождественский собор, Соборная колокольня, церковь Введение во храм Пресвятой Богородицы, церковь Святой Троицы и церковь Благовещения) и посещением близлежащих кустов деревень – Ошевенск с его восстанавливающимся Александро-Ошевенским монастырем; Погост (церковь Иоанна Богослова и Богоявленская церковь); Архангелово, в окрестностях которого расположился ансамбль из двух деревянных церквей: церковь Михаила Архангела и Сретенская церковь; Красная Ляга с единственным сохранившимся зданием – деревянной шатровой Сретено-Михайловской церковью; Лядины (Гавриловская), в которой после пожара 2013 года уцелела только шатровая Богоявленская церковь; Саунино, где сохранился великолепный ансамбль – шатровый храм Иоанна Златоуста с расписными «небесами» и шестигранной колокольней; Кенозерский национальный парк, в котором, между деревнями Масельга и Гужево на Хижгоре живописно расположилась церковь во имя Преподобного Александра Свирского и многое другое.

Вторая половина дня сопровождалась семинарами и просмотром фильмов (2014, 2016 и 2018 г.). Тренинг первого дня на внутригрупповую коммуникацию провел ведущий научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования НИУ ВШЭ Обухов А.С. Участники сумели актуализировать свои ожидания и сплотиться для решения совместных задач на оставшиеся дни Школы. Завершился день просмотром и обсуждением фильмов, снятых по итогам летней экспедиции 2018 года в с. Лядины: 1) «Формы жизни» (реж. Фрейчко П., Ежова О., Гришина И.); 2) «Просто дитя Божье» (реж. Воейкова Е., Бычкова У.) фильм, снятый лицеистами школы №1553 им В.И. Вернадского. На следующий день доцентом Адамян Е.И. и старшим преподавателем Гавриловой О.Я. был проведен мастер-класс по сказка-терапии, направленный на развитие самосознания, навыков общения, эмпатии и взаимодействия участников группы. Вечер завершился просмотром фильмов «Сложные решения» (реж. Бунин И., Кочергин В., лицеисты школы №1553 им В.И. Вернадского)  и «Перемеха» (реж. Фрейчко П.). В последующий день мастер-класс провели старший преподаватель Воробьева И.Н. и Жукова Е.В., во время которого участники Школы пробовали раскрыть свой творческий потенциал и через рисунок понять себя. Линия мастер-классов была завершена народными играми от доцентов Кондратьева Н.Л. и Рычагова Е.С. Школа завершилась просмотром и обсуждением фильмов «Кенозерье: прошлое, настоящее, будущее» (реж. Гришина И.), который был снят в 2014 году во время летней экспедиции в Кенозерский национальный парк и «Наследие» (реж. Филатова А.), снятый летом 2016 года в селе Ошевенск Каргопольского района Архангельской области.

 

Путевые заметки студентов и преподавателей Института детства

Дуня Редечкина, студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ: «Вот и прошла моя вторая Зимняя антропологическая школа, не похожая на первую, несмотря на то что «пункт назначения» был тот же. Вокруг появились новые люди, которые сделали эту поездку очень душевной и познавательной, появились новые места для экскурсий, мы побывали в Кенозерском национальном парке, где поднялись на Хижгору и увидели невероятно красивый храм преподобного Александра Свирского, новые мастер-классы: по бересте, каргопольской игрушке от самого Валентина Дмитриевича Шевелёва и, конечно, самое захватывающее событие – Вечёры с Надеждой Антуфьевой, где меня одели в традиционный свадебный наряд, где мы все вместе играли в игры, танцевали и пели, это было чудесно! И сам Каргополь, тоже как будто стал другим, более живым. Думаю, это оттого, что всё вокруг уже становится мне родным, близким сердцу. Проблемы и радости местных жителей я проживаю вместе с ними (проходящий в Каргополе митинг против перевоза туда мусора из Москвы заставил меня задуматься над большой экологической проблемой загрязнения нашей планеты, я планирую начать с малого – разделения мусора на перерабатываемый и не перерабатываемый, найти ближайшую к дому базу для перерабатываемого мусора и относить мусор туда). Каргопольский архитектурный музей показал мне с какой заботой некоторые люди хранили историю этого города, делали из своих домов музеи, мы видели это и в частных домах: у Шевелёвых, у Надежды Фёдоровны Ворощук и Антонины Михайловны. Это заставило меня задуматься о том, что я делаю для того, чтобы сохранить историю хотя бы своего рода. И сейчас я поставила себе цель со слов родителей написать о своих предках небольшую биографию, чтобы потом передавать её своим детям. Первая поездка, на мой взгляд, была для меня скорее развлекательной, моё отношение к ней было другое, более поверхностное. Сейчас я уже была настроена на программу более ответственно и серьёзно, хотела впитать всё, что мне даст Русский Север. Я считаю, что мне это удалось. Очень много новых мыслей появилось после поездки, появился новый опыт, желание продолжать узнавать нашу необъятную Родину и делиться с другими полученным опытом».

 

Лена Саина, студентка 3 курса направления практическая психология детства, Институт детства МПГУ:« IV Зимняя антропологическая школа для меня началась совершенно неожиданно. Буквально за несколько дней мне предложили поучаствовать в данной поездке.  Сначала я увидела программу и удивилась, насколько она была интересной и насыщенной. Сев в поезд, я поняла, что правильно сделала, согласившись на данную поездку. На протяжении всего времени царила атмосфера тепла и заинтересованности. 

В первый же день у нас была экскурсия по городу. Это просто невероятно. Невозможно описать словами, насколько это красивый и необыкновенный город. Каждая деревня необыкновенна по своему. Как писал Марк Твен “Путешествовать необходимо тем, кто учится”.  Поэтому больше всего, я радовалась тому, что изучая что-то новое, я подкрепляю это визуально. Изучение не по книгам с теорией, это всегда подкупало меня.  Проходя по пустым улочкам, в голове возникали картинки того, как раньше здесь протекала целая жизнь. 

День делился на две части. Первую часть занимали экскурсии в ближайшие деревни, а вторая часть – проведение мастер-классов и просмотр и обсуждение антропологических фильмов. 

Проведя в Каргополе всего 5 дней, я узнала столько нового о культуре русского севера и о его жителях, что сейчас просто не верится, что мы были там меньше недели. На каждом шагу было что-то, что хотелось рассмотреть и узнать историю. Множество церквей, сохранившихся с прошлых веков (как действующие, так и не действующие). Архитектура, история, сами жители, пейзажи, это нечто необыкновенное.  Каждый мастер-класс запомнился по своему. Например, у Антонины Михайловны, мы научились готовить “кончики”. Так просто и вкусно. Я была безумно рада вновь встретиться с Валентином Дмитриевичем Шевелевым и сделать у него уже вторую игрушку. 

Я и представить не могла, что не захочу уезжать так рано. Уже сидя в поезде, стало грустно, но не тут то было. Наша увлекательная деятельность продолжилась. Мы начали делать открытки, а после подписывать их. В них мы оставляли пожелания от каждого участника школы, наши впечатления, самые запоминающиеся моменты, и песни, каждый день. Что ещё нужно для счастья? Лучшая компания, необыкновенной красоты город и заинтересованные, всегда веселые, поющие люди. 

И вот сейчас, сидя с открыткой в руках, хочется снова вернуться туда и прожить эти 5 дней заново».

 

Настя Шевцова, студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ:«Это моя первая подобная поездка: поездка на Русский Север и поездка в формате антропологической школы. Я изначально думала, что поездка будет интересной. И мои ожидания оправдались! Каргополь встретил нас теплой погодой, большими сугробами, заснеженными лесами и прекрасными строениями. А IV антропологическая школа – удивительной визуальной антропологией, познавательными и заставляющими задуматься фильмами, шутками, играми и песнями, экскурсиями, радующими глаз, душу и животы, а также интересными и веселыми мастер-классами. Несмотря на холод и сугробы по пояс, я вспоминаю каждый день с теплом и радостью. Я очень благодарна за то, что дала мне эта поездка. За знания, компанию, веселье и неповторимые моменты. Спасибо

 

Соня Кочетова, студентка 2 курса дефектологического факультета Института детства МПГУ: «Эта зимняя антропологическая школа прошла очень плодотворно и насыщенно. Были просмотрены и обсуждены различные антропологические фильмы(особенно впечатлили фильмы “Формы жизни” и “Перемеха”) проведены потрясающие мастер-классы, которые позволили научиться чему-то новому и лучше узнать себя. Мы лепили каргопольскую глиняную игрушку, научились готовить “кончики”. И, конечно, мы посетили множество достопримечательностей этого района: исторические храмы, избы и музеи. Больше всего меня впечатлил своими красотами Кенозерский национальный парк. Поездка была наполнена душевными песнями. Были вечерние посиделки. Мы побывали на традиционной вечерухе, где узнали о традициях и обычаях русского народа. Наша группа очень сплотилась за этот короткий промежуток времени, я познакомилась с новыми интересными людьми (преподавателями и студентами), благодаря которым  узнала и открыла много нового для себя».

 

Елена Владимировна Жукова, ассистент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ: «Это был мой первый опыт участия в Зимней антропологической школе. Мне кажется, именно подобная практика: походов, выездов и других видов «внеклассной деятельности» вдохновляет на творческую педагогическую работу, объединяет участников школы и даёт возможность узнать друг друга лучше. Это не просто экскурсионная программа по городу Каргополь и близ его окрестностей, а включение в жизнь местных жителей, знакомство с исторически сложившимися обычаями и устоями, а также современными возможностями для жизни, которые организуют сами жители. Мы собственноручно лепили из глины Каргопольскую игрушку, плели поделки из бересты, делали пироги и тряпичную куклу. И за каждым из этих занятий стоит человек, который не уехал из деревни, а сделал свой вклад в развитие своего края. Вы можете представить, что недалеко от вас построят огромные надежные снежные горки, закупят «плюшки» для катания и будут давать кататься всем незнакомым людям бесплатно? А мы этому живые свидетели. Учитель физкультуры организовал музей лыж и аренду лыжного инвентаря. Учитель труда делает с детьми корзины из бересты и деревянные поделки своими руками. Учительница начальных классов организовала музей-избу с множеством экспонатов, которые трудно разместить в имеющемся у неё пространстве. И это далеко не все примеры. Кажется, что перечислено немало, а ведь ещё были мастер-классы наших преподавателей, а также просмотр и обсуждение антропологических фильмов, снятых в этой местности. Это была насыщенная и продуктивная поездка, которая поставила меня перед вопросом: либо нужно увеличить время в сутках, либо вернуться туда вновь. Спасибо организаторам за моё знакомство с Русским севером!  Спасибо всем участникам за совместную деятельность!»

 

Вук Вукович, постдокторант Страсбургского университета, регент ставропигиального храма Всех Святых в г.Страсбург (Франция): «Поездку на север России буду помнить очень долго. Мне удивила доброта, душевность и открытость местных жителей, а также прекрасные бесконечные снежные ландшафты. В Каргополе я впервые поднялся на колокольню. Звон тех колоколов и красивый вид с верху буду долго хранить в своей душе. Программа Школы была глубоко продуманна и хорошо организованна, так что я смог с большим удовольствием принять участие в вечерних мастер-классах, в поездках в музеи и к старинным деревянным церквям. С просмотром каждого фильма про Русский Север, и знакомством с жителями Архангельской области, мне раскрывались новые аспекты русской культуры и русских традиций. Это все и многое другое раскрыли мне разные стороны человеческой жизни. Например, я смог найти ответ на вопрос: как человек может быть счастлив в суровом северном климате? В течение всей Школы не было ни одного скучного дня. В поезде и в автобусе постоянно звучали голоса бардовского клуба МПГУ, напоминая о чувствах Родины, и о традиции русской души. Так что, я не только удивлен жителями Севера, но и участниками этой Школы (в частности это были преподаватели и студенты Института детства МПГУ), которые создавали атмосферу Школы с первого до последнего дня. Я действительно чувствовал себя как дома! Благодарю организаторов и участников этого выезда, и очень жду новых встреч с ними!»

 

Елена Игоревна Адамян, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ: «Есть места, куда хочется возвращаться снова и снова. Каргополь один из них. Всего 12 часов на поезде,  и ты уже в иной реальности. Это как  очутиться в волшебном шкафу и оказаться у фонарного столба,  и вот она – Нарния –  во всей красе перед тобой! Где-то там, далеко-далеко,  заботы и суета. Здесь они перестают что-то значить. Ты погружаешься в мир не только удивительно красивый и щедрый своими природными богатствами и  красотой, но и изобилующий по широте своей души людьми. Цель зимней антропологической школы – изучение человека в контексте культуры. Посещение отдельных мест Каргопольского края и близлежащих деревень, музеев, встречи и беседы с его жителями  не оставляли чувство, что именно им ведом истинный смысл жизни человеческой – безграничная любовь к своей земле, и доказательство этому – их собственная жизнь, наполненная мыслями и заботой  о ней. За время проведения Школы мы встретили много настоящих героев, совершающих  подвиги для сохранения культуры своего края.  Глядя на каждого из них в отдельности, приходила мысль, что перед нам  настоящие подвижники или те, о которых говорят «соль земли русской». 4 Зимняя  антропологическая школа осталась позади, она наполнила каждого из нас новым пониманием себя и верой в хорошего человека. 

 В одной бардовской песне поётся «Город Каргополь он город не велик, но забыть его мне сердце не велит». Забыть Каргополь невозможно, разве можно забыть эту зимнюю сказку!»

 

Ольга Яковлевна Гаврилова, старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ: «Уже второй год зимняя антропологическая школа проходит в городе Каргополь. Казалось бы, зачем ехать второй раз туда, где ты уже был? Мне кажется, Русский Север можно в этом плане сравнить с известным и почитаемым местным напитком – Иван-чаем, или кипреем, вкус которого с каждой пробой рассказывается по-новому. Так и Каргополь, и его окрестности. Погружаясь, ты открываешь новые грани это старинного купеческого города. Чего здесь только нет. И потрясающие образцы русского деревянного зодчества, и культурное наследие жителей Русского Севера, и природные заповедники. Но самое интересное для меня, как исследователя и психолога, это те люди, которые здесь живут и наполняют жизнью свою малую Родину. Второй год я уезжаю со школы с физически ощутимым тёплым чувством внутри. Оно возникает благодаря не только тому месту, где проходит школа, но и тем людям, кто её составляет. В сотворчестве, дискуссиях (периодически весьма оживлённых) и совместном действии с другими происходит таинство развития человека. Огромная благодарность организаторам школы, всем коллегам и студентам, принявшим в ней участие».

 

Нина Леонидовна Кондратьева, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ: «Путешествие для меня   — это маленькая жизнь. Не стало исключением и мое участие в IV Зимней антропологической школе с 29 января по 4 февраля … всего 5 дней, но каждый день там состоялся и реализовался – как маленькая жизнь! О каждом дне хочется говорить особо,  поскольку  каждый из них был  наполнен  («под самый верх» восприятия) эмоциями,   открытием нового и  богатыми ощущениями  ….Но,  распутывая богатый плотными эмоциями клубок впечатлений, невольно остановлюсь на последнем дне, когда мы малой группой  посетили залы Каргопольского государственного историко-архитектурного и художественного музея. Мне кажется, это было правильной и  обдуманной точкой    итогового плана  завершения всей экспедиции, которая явилась  для меня подведением каких-то  итогов  в знакомстве с особенностями и самобытностью Русского Севера и  формированием   понятийного информационного  поля внутри себя об увиденном и услышанном. Я искренне благодарна организаторам всего этого путешествия – все продумано, состыковано пунктуально по времени и… ни  одного сбоя ни в чем – я хочу снова и снова попасть в антропологическую школу. Я хочу учиться, познавать мир и себя в этом мире!»

 

Елена Сергеевна Рычагова, доцент кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ: «Завершилось замечательное путешествие в рамках IV зимней антропологической школы в город Каргополь – удивительное место Русского севера. Тихое очарование милым городом и увлекательное погружение в зимнюю сказку с участниками экспедиции наполняет сердце теплыми светлыми воспоминаниями. Приятно находиться в кругу интересных обаятельных друзей в атмосфере взаимопонимания и поддержки, содержательно обсуждать волнующие вопросы, выражать свои мысли и чувства, наслаждаться душевным песнопением. Каждый мастер-класс одновременно помогал осмыслить собственную профессиональную деятельность в современном социокультурном контексте, стимулировал на активный поиск новых идей и творчество, раскрывал интеллектуальный потенциал и обогащал внутренний мир каждого члена нашей команды. Сотрудничество и взаимодействие позволили лучше понять уникальность и неповторимость партнеров. Благодарна всем организаторам ежегодного выезда за профессионализм, глубокие знания, позитивные эмоции. Надеюсь, что совместные насыщенные уникальными событиями поездки еще впереди, а познание мира, себя и друг друга сделает нас гораздо лучше».

 

Ирина Николаевна Воробьева старший преподаватель кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ: «В прошлом году я прикоснулась к чему-то необыкновенному и даже заповедному – красоте Русского севера. Меня переполняло необыкновенное благоговейное чувство, помноженное на впечатление от увиденной неподдельной старины и красот природы. Притягательность этих мест необыкновенна! Это моя вторая поездка в г. Каргополь, надеюсь, не последняя. Как говорится: «Кто хоть раз побывал на Севере, обязательно вернётся туда». Это про меня. Хочется возвращаться, возвращаться и возвращаться в этот красивый край. В первой поездке произошла замечательная встреча с удивительным  художником Дмитрием Александровичем Шевелевым. Он интересно и увлеченно рассказывал о Кенозерском национальном заповеднике. Так захотелось там оказаться!

В этой поездке осуществилась эта мечта, мы побывали там. Лекшмозеро – часть Поонежского озерного края, протянувшегося цепью озёр вдоль реки Онеги к западу от неё. Это особое место: здесь проходит водораздел Белого и Балтийского морей, Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Наша экскурсия проходила по экологической тропе «Северный экватор» – переезд на автобусе из Морщихинской в Масельгу по уникальному памятнику природы – озовой гряде – части водораздела между Белым и Балтийским морями. По пути мы осмотрели  арт-объекты, созданные в рамках Международного фестиваля «КенАрт – европейский культурный мост» в 2010 году. Затем совершили пеший переход от Масельги до Хижгоры (1,5 км) – самой высокой точки Лекшмозерской округи, где расположена церковь Александра Свирского – памятник деревянного зодчества XIX века. 

 Здесь красиво все, просторно, душевно – не перестаю всему восхищаться.

Есть тут все: и речка, и лес бескрайний, и поля широкие, и церковь на холме, и озера. Люди живут отзывчивые и добрые. Въезжаешь в этот маленький мир добра и красоты, думаешь, посмотрю, похожу по снежным тропам и дальше быстрее смотреть интересности разные. Но нет, так не получается. Задерживаешься, смотришь по сторонам, хочется насмотреться этой зимней красоты в снежном убранстве: могучие ели, склонившиеся под тяжестью снега, ветки как узорчатые арки, заснеженная тропа, ведущая к храму на Хижгоре.

С участниками антропологической школы мы обсуждали содержательные, проблемные фильмы «Формы жизни» (2018), «Просто дитя Божье» (2018), «Кенозерье: прошлое, настоящее, будущее» (2014). Педагоги и студенты вступали в активные дискуссии по содержанию фильмов, формате съемки, сценариям. Это глубокие, заставляющие задуматься, фильмы приводили к неоднозначным выводам.

За эти дни удалость посмотреть небольшую часть Кенозерья. Обязательно постараюсь  сюда еще вернуться. Наверное, так получается, чем больше ездишь на Русский Север, тем сильнее заболеваешь им».

Материал подготовила

доцент кафедры психологической антропологии

Л.И. Адамян  

Фото:

Адамян Л.И., Обухов А.С., Гаврилова О.Я., Жукова Е.В.

14 / 02 / 2019

Показать обсуждение