Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Экскурсия в Московский музей образования для студентов Института детства

Новости МПГУ

17 октября 2022 г. студенты 5 курса факультета начального образования в рамках дисциплины «Этнопедагогика» и магистрантка Е. Яковлева вместе с доцентом кафедры психологической антропологии Института детства, канд.пед.н, Е.С. Рычаговой и старшим преподавателем И.Н. Воробьевой посетили Московский музей образования.

В рамках мероприятия сотрудник музея, экскурсовод Ю.И. Михайлова провела образовательную экскурсию-занятие «А.С. Макаренко. Свой среди чужих, чужой среди своих». Экспозиция предоставляет возможность освоения всего педагогического наследия А.С. Макаренко, в котором заложены основы современного представления о воспитании. Слушатели не только познакомились с воспитательной системой выдающегося педагога и получили в подарок книги, но и узнали историю возникновения музея.

Главная цель выездного мероприятия связана с повышением качества российского образования через внедрение инновационных форматов обучения; создание условий для концептуального педагогического и профессионального роста всех участников образовательного процесса.

Преподаватели кафедры успешно знакомят студентов с педагогическим методом А.С. Макаренко в рамках дисциплин «Педагогика», «Этнопедагогика» и «Психология воспитательных практик».

Паранина Анастасия: «Во время посещения музея, думаю, моё лицо выражало крайнюю задумчивость. Мысли были сосредоточены на том, какое влияние на общество, на людей, на среду может оказать один единственный человек, который дерзнул жить и действовать согласно своему видению. Антон Семёнович Макаренко явил пример человека по-настоящему живого, не боящегося действий и трудностей. Он был. И был до конца. Это потрясающе. С педагогической точки зрения, конечно, поразил уровень доверия детям, с которыми он работал. Дать мешок денег, коня и пистолет подростку, который прибыл на исправления из-за разбоя и убийства… Что должно было быть в тот момент внутри у этого пацана? Какой шок от мысли, что ему… ему (!!) настолько доверяют, в него верят? Невозможно представить. Насколько же это доверие про человечность и про Человека в самом высоком понимании этого слова. Про образ человека, до которого хочется дорасти, если пока что ты до него не дотягиваешься. Думается, и мы, как педагоги, в первую очередь должны верить в другого и видеть в каждом приходящем к нам ребёнке – личность. Человека с большой буквы».

Лякишева Ирина: «17 октября мы со студентами Московского педагогического государственного университета факультета начального образования посетили Московский музей образования. Для нас эта экскурсия оказалась бесплатной, а для студентов это и правда важно, но не главное. А важно, что мы смогли открыть для себя А.С. Макаренко с новой стороны. В этом музее 2 зала посвящены Антону Семёновичу Макаренко, нам удалось посмотреть ценные вещи из его квартиры; профсоюзный билет, в котором была указана профессия – литератор (а не педагог как чаще мы о нём говорим), его книги на разных языках мира, документы. Так кто же такой Антон Макаренко? Я действительно задалась этим вопросом и перед экскурсией в музей погрузилась в изучение его педагогики и жизни. В самом же музее я смогла открыть для себя новые факты его биографии, ещё более подробно узнала про метод “Взрыва”, что такое “рассол” и кто такие “огурчики”. Если вы хотите намного больше узнать про его педагогику, жизнь и методику, то советую обязательно посетить музей. Для меня был открытием тот факт, что коллектив по А.С. Макаренко – это не просто люди, объединенные одной целью, а то, что достижение результата идёт по пути работы каждого из участников. Благодаря тому, что каждый вносит свой вклад в общее дело – весь коллектив добивается результата. Очень важно выстроить такую систему взаимоотношений между людьми, чтобы они чувствовали тепло и поддержу человека рядом. Можно ещё много рассказывать про то, какую невообразимую мотивацию деятельности воспитанников создавал великий педагог или литератор (каждый решает для себя сам), но хочу завершить тем, что каждый уважающий себя педагог должен обязательно открыть такую книгу как “Педагогическая поэма” А.С. Макаренко. Хочется сказать большое спасибо МПГУ и Московскому музею образования за то, что дают нам, студентам возможность открывать для себя новые горизонты и расширять профессиональные знания».

Митрофанова Наталья: «Московский городской дом учителя. Экспозиция, посвящённая А.С. Макаренко. Место удивительное по своей заряженности просветительской энергией. К слову сказать, сразу после посещения, мы с одногруппницей договорились вернуться туда в ближайшее время и посетить одну из театральных постановок. Слыша фамилию Макаренко, всегда в голову приходила мысль о великом деятеле педагогики. При этом масштабы величия представлялись смутно. После подробного знакомства с феноменом «педагог Макаренко» с уверенностью можно сказать, что это не только создатель всемирно известной теории о педагогической методике трудового и коллективного воспитания. Это человек, открывший миру главную ценность – ценность человеческих отношений. В процессе работы с «дефективными детьми», он создавал общество, образованное и объединённое. Интересный факт: коллеги современники заявляли, что Антон Семёнович «воспитывает не советских людей». Спустя десятилетия укоренилась мысль, что он, напротив, делал из детей «гайки советской машины». А он просто верил в Человека и воспитывал Человека. Свой среди чужих и чужой среди своих. Великий педагог и писатель – «документалист». Искренне жаль, что сейчас некому поработать с дефективными взрослыми, объединив их общим трудом и идеей коллектива. ОГРОМНОЕ спасибо за сегодняшнее знакомство с выдающимся педагогом. Воодушевлению нет конца!»

Романовская Софья: «17 октября 2022 года мне удалось посетить музей «Московского Образования». Хотелось бы выразить огромную благодарность нашему экскурсоводу, Юлии Ивановне. Юлия Ивановна смогла моментально погрузить нас в тему, интересно преподносила исторические факты. Основной акцент в ходе нашей экскурсии был сделан в двух залах, посвященных признанному педагогу и литератору Антону Семеновичу Макаренко. Считается, что именно в музее «Московского Образования» представлено больше всего экспонатов, посвященных А.С. Макаренко, чем во всех остальных тематических музеях России. В этих залах представлены личные вещи Антона Семеновича, его рисунки, книги на разных языках, книги с его автографами и подписями, печатная машинка и фотоаппараты, которые делали его воспитанники. На меня особенно произвел впечатление интересный факт о том, что в начале 20 века в России только один завод делал линзы для фотоаппаратов. Но воспитанники Макаренко А.С. самостоятельно освоили это и начали тоже выпускать собственные линзы. При этом через некоторое время было направлено обращение на завод, где было сказано, что самодельные линзы воспитанников Макаренко А.С. гораздо лучше заводских. Кроме того, в музее представлен орден Трудового Красного знамени, которым наградили Антона Семеновича за его заслуги — но не как педагога, а как литератора! Говорят, что сам Сталин вынес такое решение и комментировал это так: «Пусть и дальше продолжать писать свои сказки…». Хотя известно, что Антон Семенович сказок не писал, а все свои работы основывал на реальных событиях, которые сам пережил. Музей «Московского Образования» планирует и дальше развивать свои залы, посвященные А. С. Макаренко. В частности, предполагается дополнить музейную экспозицию интерактивными элементами. В целом должна отметить, что в результате визита в музей я смогла узнать много новой и интересной информации из жизни А. С. Макаренко. Самое главное, что смогла глубже понять, чем жил Макаренко, насколько искренне он был вовлечен в свою педагогическую деятельность и помог многим детям сиротам. Надеюсь, что музей сможет реализовать свои идеи для развития двух залов посвященных Антону Семеновичу».

Семенова Алена: «Музей “Московского образования” нетипичный исторический музей, в нём Вы не встретите “классических” коллекций. В нём лишь царит дух образования, которое становится из года в год всë фундаментальнее и фундаментальнее. Наше образование считается одним из лучших образований в мире, ведь оно строится не только на зарубежном вкладе педагогов, но и на вкладе отечественных педагогов таких как Ушинский, Макаренко, Сухомлинский. Именно вкладу Макаренко и была посвящена наша сегодняшняя лекция. Макаренко не просто педагог теоретик, а ещё и огромный практик, который вкладывал в беспризорников всё лучше, что мог. Уникальность Макаренко заключается в том, что он стремился окружить мир детей лучшими педагогами, специалистами, которые на своём примере могли бы показать, как прожить этот жизненный путь. Макаренко является своего рода новатором педагогики, ведь он открывал для детей трудовые возможности, которые раньше для них были закрыты. Выходя из детских домов, дети, воспитанные Макаренко, чувствовали себя единым организмом, они чувствовали, что у них есть семья. Посещение Московского музея образования помогло взглянуть на образование по-новому, понять, что воспитание в коллективе является неотъемлемой частью социализации детей».

Атаманова Кристина: «Мне очень понравилось посещение “Московского городского дома учителя”. Он помог мне разъяснить для себя многие вопросы, о которых я задумывалась, но не могла понять. Кроме этого, ранее я не знала о том, что Макаренко вместе с детьми занимался созданием фотоаппаратов, и это меня очень удивило. Ещё меня заинтересовал опыт работы Макаренко со сложными детьми и способы взаимодействия с ними. И я бы с удовольствием ещё раз пришла бы в музей».

Яковлева Екатерина: «По приглашению своего научного руководителя Елены Сергеевны Рычаговой, я смогла посетить Московский музей образования. Мы послушали немного об истории самого здания музея и после перешли к выставке, посвященной Антону Семеновичу Макаренко. Это выдающийся советский педагог и писатель, создавший свою систему воспитания и перевоспитания молодёжи. Выставка небольшая, но экскурсовод Юлия очень интересно рассказала нам о жизни и трудовой деятельности А.С. Макаренко. Хочется сказать отдельно большое спасибо Юлии, я не могла оторваться от ее рассказа. Я больше узнала о трудах Антона Семеновича, мне захотелось их перечитать. И к нашему счастью, музей подарил нам книги, труды А.С. Макаренко. Я в восторге! Спасибо большое сотрудникам музея и моим преподавателям за возможность посещать такие места».

Ахотелашвили Евгений: «Сегодня наша группа побывала в музее, где нам рассказали о такой личности, как Антон Семенович Макаренко. На предыдущих курсах обучения нас уже знакомили с этим человеком и было здорово еще раз освежить в памяти его наследие в педагогике. Мы смогли проследить жизнь Макаренко, начиная с самого детства и заканчивая его воспитательной системой, которую он сумел выработать за многие годы практики. Как нам объяснили, именно практика легла в основу его воспитательной работы, то есть на основе практического опыта он формулировал теоретическое обоснование своей системы. Вклад Макаренко в развитие педагогики трудно переоценить, в свое время, он, казалось бы, смог сделать невозможное, он сумел перевоспитать детей, чьим воспитанием никто не хотел заниматься, их считали преступниками и только ими, не хотели к ним относиться как к обычным детям. В своей книге «Педагогическая поэма» Макаренко подробно рассказывает, как намеренно не читал дела детей, в которых описывались их правонарушения, он считал это той информацией, которая может помешать нужным образом воспринимать человека, заранее относясь к нему с предубеждением. Посещенное нами сегодня мероприятие показалось мне очень интересным и отлично дополняющим образовательный процесс. Особенно было приятно получить в подарок тематическую литературу, нам вручили целых 5 книг».

17 / 10 / 2022

Показать обсуждение