Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Развитие эмоционального интеллекта у детей: советы для развития эмоциональных навыков

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал об эмоциях, их связи с мыслительной деятельностью и способах развития эмоционального интеллекта.

Научные представления об эмоциональном интеллекте начали развиваться еще в период античности. Примером этого могут служить взгляды Платона, который был убежден в том, что в эмоциональной жизни людей обязательно присутствие рациональности. Аристотель настаивал на необходимости держать под особым контролем рассудка негативные эмоции. Но, что такое эмоции, и как держать их под контролем, а главное, как научить этому ребенка?

Для начала рассмотрим сами эмоции и их проявления. Эмоции – это первоначальная реакция организма на какие-то раздражители, выражающая переживания человеком его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям, к результатам собственной деятельности. Эмоции проявляются как в физиологических реакциях организма (потоотделение, расширение зрачков глаза, тремор), так и в субъективных психических переживаниях, которые зависят от конкретного индивида.

Теперь попробуем разобраться как эмоции связаны с мыслительной деятельностью. Ученые всегда видели связь эмоций с интеллектуальными способностями человека, ведь без контроля эмоциональной сферы невозможно полноценное познание окружающего мира. В 1960 году начало зарождаться понятие “эмоциональный интеллект”. Официальное его введение в научный оборот происходит в 1990 году, чему способствуют американские психологи, в первую очередь Дж. Мейер и П. Сэловей. Они связывают эмоциональный интеллект со способностью личности отслеживать как свои, так и чужие эмоции для того, чтобы в дальнейшем можно было использовать полученную информацию в различных видах деятельности. По мнению американского психолога Дэниеля Гоулмана люди, обладающие высоким эмоциональным интеллектом, социально активны, а их деятельность продуктивна; они успешны; их жизнь полна событийности; над ними не довлеют тревожные размышления; контактируя с окружающими, они придерживаются этических принципов. Кроме этого, многочисленные исследования показали, что дети которые научились контролировать свои эмоции, меньше болеют инфекционными заболеваниями. Причиной этого служит повышенная стрессоустойчивость организма малыша.

Но как сформировать у ребенка эмоциональный интеллект? Рассмотрим 5 основных советов для развития эмоциональных навыков у детей.

1 совет. Нужно не бояться показывать свои эмоции, причем не важно положительные они или отрицательные, злость – это также нормальная реакция организма на раздражитель, не нужно подавлять её, лучшим выходом будет проявлять её конструктивно и с уважением к окружающим.

2 совет. Чтобы ребенок понимал, что он не одинок в трудный для него момент, близкий взрослый должен выслушать ребенка и подтвердить его право на чувства. Ребенок, также как и взрослый, должен научиться переживать эмоции, поэтому родителям не стоит сразу же останавливать плач, они должны помочь пережить этот момент.

3 совет. Необходимо научить ребенка распознавать и давать название эмоциям. Это поможет ребенку понять свои чувства и уменьшить страх от новой, непонятной ситуации.

4 совет. Стоит обозначить пределы проявления негативных эмоций и способы решения проблемы. Конечно взрослый не будет постоянно рядом с ребенком, поэтому нужно поощрять ребенка, когда он проявляет самостоятельность в вопросах эмоциональной стабильности.

Текст: Анастасия Любаева, студентка 3 курса дефектологического факультета

Редактор: Софья Шустова, студентка 1 курса дефектологического факультета

Картинка: Полина Дорофеева, студентка 2 курса факультета начального образования

Организатор: Анна Карпова, студентка 5 курса факультета начального образования

 

09 / 10 / 2023

Показать обсуждение