Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Юбилейные даты – точки отсчета на трудном тернистом пути в науке: выступление профессора В.В. Ткачевой на конференции памяти У.В. Ульенковой

Новости МПГУ

12 ноября 2024 г. в Нижегородском государственном педагогическом университете им. Козьмы Минина (Мининский университет) состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Актуализация ресурсного потенциала семьи и ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном и социокультурном пространстве», приуроченная к 95-летию со дня рождения доктора психологических наук, профессора, Заслуженного деятеля науки РФ, основателя Нижегородской научной дефектологической школы Ульяны Васильевны Ульенковой. Вся профессиональная жизнь и научно-педагогическая деятельность У.В. Ульенковой были неразрывно связаны с разработкой теоретических и методических подходов к решению проблемы ранней диагностики и ранней коррекционной помощи детям с задержкой психического развития, подготовкой квалифицированных психолого-педагогических кадров для работы с такими детьми.

Одна из ведущих тематических линий конференции была посвящена ретрансляция научного наследия Ульяны Васильевны в практику, а также реализации потенциала семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в системе комплексного сопровождения.

Во время конференции были заслушаны тематические доклады известных дефектологов, представляющих в ведущие вузы России. В конференции приняла участие профессор кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии дефектологического факультета Института детства, доктор психологических наук, профессор Виктория Валентиновна Ткачева. В своем докладе «Влияние повышения психолого-педагогической компетентности родителей на развитие личности ребенка с ОВЗ» Виктория Валентиновна обратилась к концепции субъектности развития детской психики, которую развивала У.В. Ульенкова, обратила внимание слушателей на безусловное влияние семейной среды, условий воспитаний, личности, ценностно-смысловых установок родителей на развитие детской субъектности. В докладе была высказана также мысль о том, что субъектность детей развивается на основе родительской модели субъектности.

Решение этой проблемы, по мнению автора, лежит в русле формирования базовых психолого-педагогических знаний у родителей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Формирование специальных компетенций (психолого-педагогическая, эмоционально-ценностно-смысловая, мотивационная, воспитательская компетентность) у родителей детей с ограниченными возможностями здоровья является важнейшим условием, которое позволит обеспечить позитивную динамику в области воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях семьи, в процессе развития когнитивного интереса к познанию мира, самостоятельности внутренней позиции, формирования субъектности ребенка.

 

16 / 11 / 2024

Показать обсуждение