26 и 27 мая 2022 г. сотрудники кафедры психологической антропологии Института детства принимали участие в финальном туре Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
26 мая профессор кафедры психологической антропологии, доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры Алексей Сергеевич Обухов выступал и как председатель всего жюри конкурса, и как председатель секции «Гуманитарная». В этой же секции работали доценты кандидаты психологических наук Екатерина Вячеславовна Трифонова, Елена Прокопьевна Федорова и кандидат педагогических наук Елена Сергеевна Рычагова.
В тот же день в секции «Естественнонаучная. Неживая природа» работали сотрудники кафедры доцент, кандидат педагогических наук Нина Леонидовна Кондратьева и старший преподаватель Ирина Николаевна Воробьева и Елена Сергеевна Рычагова.
На следующий день проходила работа двух других секций. Председателем жюри секции «Естественнонаучная. Живая природа» выступила Екатерина Вячеславовна Трифонова, в рамках данной секции также работали сотрудники кафедры доцент, кандидат психологических наук Наталья Михайловна Комарова, Ирина Николаевна Воробьева и Алексей Сергеевич Обухов.
В секции «Физика, математика и техника» работали Нина Леонидовна Кондратьева и доцент кафедры, кандидат психологических наук Наталья Михайловна Родина.
В этом году конкурс прошел в дистанционной форме. В нем приняли участие победители региональных туров конкурса из 24 регионов Российской Федерации: Краснодарского края, Москвы и Московской области, Владимирской, Волгоградской, Воронежской, Вологодской, Иркутской, Кировской, Нижегородской областей, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Новосибирской, Омской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской областей, Красноярского края, Республик Башкортостан, Хакасия, Алтай, Северная Осетия-Алания, Бурятия, Саха (Якутия), Удмурдской Республики, Ямало-Ненецкого автономного округа и Донецкой Народной Республики.
Многие работы по-настоящему восхищали экспертов: дети покоряли своей увлеченностью, погруженностью в тему, готовностью выдвигать и проверять свои гипотезы, обширными познаниями и ярко проявляющейся исследовательской позицией. Такие дети задавали больше всего вопросов своим сотоварищам по секции, были готовы к содержательному обсуждению своих работ, с энтузиазмом включались в такие обсуждения. Все ребята с интересом слушали друг друга, делились результатами своих исследований.
Гуманитарная секция – самая сложная для ребят этого возраста, т.к. предполагает работу с информацией. Любознательные малыши разбирались с историей интересных для них объектов: от собственного детского садика, елочных игрушек до паровозов. В этом году появилась новая, актуальная для периода пандемии тема про эффективность разных масок. Неожиданно стала популярной тема современных невидимых денег и умений с ними обращаться. А исследование способов опознания человека по следам пальцев рук поразило своей глубиной.
Самые юные исследователи неживой природы представили на конкурс разнообразный спектр своих интересов: вторая жизнь бумаги, как растопить лед, умные сладости в домашних условиях, талкан (польза и вред). Особый интерес у жюри вызвали работы об «Удивительном театре теней». Приоритетной в данной секции стала работа о «Чудо-обоях в которой юный исследователь проанализировал состав жидких обоев и на основе детального анализа изготовил аналог своих обоев, не уступающих по качеству тем, которые продаются в магазинах. Значительное внимание в детских исследованиях уделялось проблеме сохранения окружающего мира от загрязнения, переработки отходов и создание экологически чистых материалов.
На секции живой природы ребята выясняли, в каких условиях лучше выращивать растения, разводили разных удивительных животных и увлеченно рассказывали про их жизнь, питание, развитие, а также искали способы помощи братьям нашим меньшим.
Всегда удивляли и представляли особый интерес работы маленьких ученых в области технических наук. И на этот раз, доклады в секции «Физика, математика и техника» не стали исключением. «Умный дом», альтернативные источники энергии, модель ВСМ будущего, оптические иллюзии – такими вопросами задавались юные исследователи. Соединить творчество и законы физики удалось в работе «Кинетическое искусство». Юные исследователи доказали также, что скоростные болиды можно делать своими руками.
В то же время, к сожалению, была отмечена и негативная тенденция, связанная с научным руководством исследовательскими работами детей со стороны взрослых. В ряде случаев исследовательская и проектная деятельность подменялись изучением проблемы, сбором любой информации, тематически связанной с идеей работы и т.п. Отмечались ситуации, когда детская любознательность, увлеченность, желание разобраться в интересном явлении и поделиться своими открытиями с другими, подавлялись стремлением взрослых придать работе ненужную, излишнюю «научность», перегрузить формулировками, которые дошкольники и младшие школьники могут воспроизвести, лишь тщательно заучив наизусть.
Такие ситуации еще раз подчеркивают важность подготовки молодых педагогов, способных не формально, а по сути руководить исследовательскими работами детей, понимающих как специфику исследовательской деятельности, так и возможности и особенности детей данного возраста, который Д.Б. Эльконин обозначил как «эпоха детства». Эти умения и способности сотрудники кафедры продолжат развивать у своих студентов, будущих воспитателей и учителей – руководителей детскими исследовательскими и проектными работами, ставшими неотъемлемой частью современного образования.