В январе 2023 года состоялся Конкурс студенческих исследовательских проектов «Консультативное сопровождение семьи в образовательной организации». В конкурсе приняли участие студенты 3 и 4 курсов дефектологического факультета Института детства.
В конкурсных проектах студентов нашли отражение актуальные вопросы психолого-педагогической работы образовательных организаций с семьями учащихся. В частности, один из конкурсных проектов был посвящен особенностям взаимодействия с семьями обучающихся с особыми образовательными потребностями при проведении коррекционных занятий в дистанционной форме. Большой интерес привлекла конкурсная работа, в которой рассматривались вопросы взаимодействия педагогов и родителей обучающихся с особыми образовательными потребностями при проектировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов школьников с нарушениями слуха. Прошло содержательное обсуждение практических материалов конкурсного проекта, посвященного организации консультирования семей по вопросам использования современных образовательных и ассистивных технологий при формировании социальных навыков у детей с нарушениями слуха. Подчеркивалось существенное практическое значение конкурсного проекта, посвященного сотрудничеству педагогов и родителей при решении задач совершенствования и диагностики развития навыков чтения у детей с нарушениями слуха младшего школьного возраста. Особое внимание на конкурсе было уделено организации консультирования семей по вопросам воспитания глухих детей младшего школьного возраста, определению условий проектирования программ воспитания. Экспертиза конкурсных проектов проводилась с учетом новизны проведенных исследований, аргументированности и целостности содержания конкурсных работ, ясности выступлений авторов, качества подготовленных презентаций.
Итоги конкурса:
1 место – Шустова Софья Андреевна, студент 4 курса, дефектологический факультет.
2 место – Берестюк Анастасия Юрьевной, студент 3 курса, дефектологический факультет.
3 место – Полякова Анна Романовна, студент 4 курса, дефектологический факультет, учитель-дефектолог ГБОУ города Москвы «Школа № 1501».
Научные руководители конкурса: к. п. н., профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики, профессор Екатерина Григорьевна Речицкая, к. ф. н., профессор кафедры инклюзивного образования и сурдопедагогики Виктор Владимирович Линьков.
В рамках конкурсных мероприятий на дефектологическом факультете в январе 2023 года проводилась выставка портфолио студентов «Консультативное сопровождение семьи». В портфолио были включены разработанные студентами практические материалы, необходимые для консультативной и просветительской работы с семьями обучающихся. Среди представленных на выставке материалов большое внимание привлекли портфолио, подготовленные студентами 4 курса дефектологического факультета Масловой Эммой Романовной, Гасановой Сабиной Хафизовной, Гирис Екатериной Валерьевной. Победители конкурса и участники выставки портфолио награждены дипломами и сертификатами.
Наталия Алексеевна Серегина, студентка 4 курса, дефектологический факультет: «Все конкурсные работы были очень информативными и интересными, в каждой затрагивались важные и актуальные на данный момент вопросы консультативной работы педагогов с семьями школьников. Работы написаны хорошим литературным языком, проиллюстрированы и оформлены в соответствии с требованиями к исследовательским работам. Особенно запомнилась работа С.А. Шустовой, которая показала средства развития социальных навыков у детей с нарушением слуха, эти средства важны для консультирования семей. В работе были рассмотрены мультимедийные игры, призванные решать конфликты. Материалы этой работы в будущем могут использоваться сурдопедагогами в профессиональной деятельности».
Валерия Александровна Лазарева, студентка 4 курса, дефектологический факультет: «Я с удовольствием познакомилась с материалами всех проектов. Больше всего мне понравился и запомнился проект А.Р. Поляковой. Он был очень информативный и полезный».
Арина Радионовна Лобан, студентка 2 курса, дефектологический факультет: «На мой взгляд, темы конкурсных работ очень актуальны. В работе А.Р. Поляковой интересно были представлены данные обследования с помощью диаграмм и статистического анализа. Все выводы в конкурсных работах были четко сделаны».