Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Летний герменевтический проект кафедры психологической антропологии

Новости МПГУ

В этом году магистрантами кафедры психологической антропологии С.В. Ковалевой и Л.В. Новожиловой при поддержке команды Герменевтического клуба МПГУ были проведены курсы подготовки к сменам летнего детского лагеря в Подмосковье, в которых приняли участие более 20 студентов факультета начального образования и других факультетов МПГУ. Научный руководитель проекта – Наталья Борисовна Ковалева, доцент кафедры психологической антропологии МПГУ; эксперт ‑ Ирина Дмитриевна Демакова, и.о. зав. кафедрой ПА, д.п.н., профессор, действительный член Академии педагогических и социальных наук, вице-президент Российского общества Януша Корчака.

Процесс профессиональной подготовки ведущих и разработки самих программ лагерных смен осуществлялись на основе медиагерменевтических и сюжетно-деятельностных технологий, реализованных в рамках рефлексивно-позиционного подхода (Ковалева Н.Б.). Эти принципы и опыт успешно применялись в выездных программах духовно-нравственного развития детей и молодежи в московском и иркутском регионах на протяжении последних 10 лет. Их изюминка (смысл и цель) – в формировании основы для совместного творчества и выстраивания по-настоящему дружеских отношений в опоре на совместное исследование художественных образцов и освоение герменевтического искусства их психолого-педагогической интерпретации.

В этом году, помимо большой программы в Иркутске, мы подготовили 5 компактных программ для детей 6-10 лет, проводимых в Подмосковье. Три из них сценировались в мире Нарнии (на основе известного цикла К.С. Льюиса «Хроники Нарнии»), а две ‑ в мире Муми-Дола (в опоре на сценарий по мотивам произведений Туве Янссон). Две смены этого проекта уже успешно завершились с результатами сверх всяких ожиданий! В Нарнии ребятам удалось выиграть битву с Королевой Подземья и устроить восхитительный праздник-представление для детсадовских малышей. А в Муми-доле ‑ стать действительно дружным семейством и узнать, что такое настоящий клад и даже поставить целый спектакль. Удивительно, как нравится детям вместе читать и обсуждать тексты, придумывать и ставить сценки, строить макеты, украшать гостиную, приобщаться к истории вещей и судеб в Доме мастеров.

Такие программы прививают любовь к чтению, учат высказываться, раскрывают творческий потенциал метафорического мышления, помогают детям по-новому взглянуть на дружбу, инициируют самостоятельность и ответственность в принятии решений. Дети-участники просто в восторге и активно просятся к нам снова и снова.

Вот, что пишет одна из ведущих, студентка 3 курса ФНО Екатерина Козак: «Смена в детском лагере «Юные капитаны» длится 2 недели. Поражает, как сильно изменились дети за столь короткий срок. У ребят, которые придавали большое значение только материальным благам, появились абсолютно иные ценности: дружба, семья, творчество, исследования и многое другое. Дети научились понимать образные тексты, полюбили чтение, инсценировки, совместные обсуждения. Больше всего удивило то, как ребята, которые вначале готовы были при первом же затруднении отказаться от поиска клада или иного командного испытания, к концу смены забыли о том, что такое сдаваться и пасовать перед трудностями, но научились командой, бережно помогая друг другу, преодолевать практически любые препятствия. Мы волновались, когда шли с ними в лес, вооруженные как настоящее семейство кладоискателей картой, компасом, лопатами, ‑ волновались о том, что дети начнут ссориться из-за бинокля, карты или компаса, не захотят нести лопаты. Но вместо этого они заинтересованно поддерживали друг друга. И надо было видеть их лица, когда они откопали заветную шкатулку со свитком, и прямо здесь начали читать по слогам искомое «продолжение истории»! Также мне показалось интересным, что дети, которые вначале не имели никакого представления о том, как в сценках и этюдах передавать свои эмоции и чувства, да и даже просто говорить с разной интонацией, смогли за короткое время подготовить настоящий спектакль с красивейшим реквизитом и прекрасно выступить перед публикой как настоящие герои».

А вот отзыв и комментарий Тони Савиной, студентки 4 курса факультета начального образования: «Участие в смене для меня – это не только счастливая возможность освоить новые интересные технологии и провести небольшое исследование, но и возможность по-новому взглянуть на детей, открыть для себя педагогику как сотрудничество в мире интересных событий, совершаемых нами совместно детьми и героями книг известных писателей в сюжетно-деятельностной игре. Теперь с большой надеждой жду возвращения на практику в школу, чтобы попытаться применить этот удивительный опыт непосредственно в учебном процессе».

Светлана Ковалева,

Любовь Новожилова

14 / 07 / 2017

Показать обсуждение