11 марта 2020 г. клинический и детский психологи, руководители Центра психологического развития и комплексной психокоррекции «Лиловый слон» Мария Маркушина и Ирина Вельгоша провели мастер-класс «Метод телесной аффектации в работе с детьми, подростками и молодыми людьми с расстройством аутистического спектра» для магистрантов 1 и 2 курсов программы «Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии» кафедры дошкольной дефектологии Института детства. В его основе лежит:
- теория М.И. Лисиной об эмоциональном общении как ведущей деятельности, которая появляется первой в онтогенезе ребенка и имеет свою направленность и структурные особенности мотивационно-потребностной, ориентировочной и технической, контрольной фазы совместного действия ребенка и взрослого;
- концепция О.Н. Никольской о характере и степени нарушения взаимодействия ребенка, имеющего аутизм, с окружающей средой, уровнях организации коммуникации с ним;
- юнгианский подход к организации психотерапевтического взаимодействия и игровой терапии с детьми, который позволяет обеспечить «безопасное пространство» для включения ребенка в эмоциональное общение со взрослым, изменения смыслов взаимодействия, и на основе комментирующей речи и совместных действий в ресурсном круге осознать взаимодействие как неопасное и безболезненное, обыграть его как соответствующее телесным переживаниям, эмоционально комфортное (Дж. Аллан и др.);
- метод интегральной телесной терапии В.Н. Позднякова и другие приемы практической телесной терапии (работа с мышечными зажимами и др.), кинезотерапии и нейропсихологии;
- представления о специфике работы «зеркальных нейронов» и механизмах их запуска (Марко Якобони, Джакомо Риццолатти и др.), приемы развития эмоционального интеллекта (Д. Гоулман и др.) и метод психогимнастики.
Основные задачи метода: выведение ребенка из “аутичного панциря”, создание атмосферы насыщения эмоциональным общением со взрослыми и другими детьми, а также формирование социальной интенции (намерения) и обучение ребенка основам довербальной и вербальной коммуникации и вывод ребенка на новый уровень социального взаимодействия.
Студенты приняли участие в демонстрации и освоении приемов метода и обсудили свои ощущения и впечатления с преподавателями кафедры дошкольной дефектологии зав. кафедрой, профессором А.В. Кротковой и профессором Н.В. Микляевой. Этот опыт оказался интересным и нетрадиционным для них с точки зрения применения в практике работы разных приемов и методов работы с детьми и подростками.