22 ноября 2024 г. на базе ГБУЗ «Научно-практический центр детской психоневрологии ДЗМ» проходил XIV междисциплинарный конгресс с международным участием «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей». В нём приняли участие преподаватели кафедры логопедии дефектологического факультета Института детства.
На секции «Роль сурдолога в диагностике и коррекции речевых расстройств» с докладом на тему «Междисциплинарный подход в медицинской реабилитации» выступили д.п.н., профессор кафедры логопедии Ольга Святославна Орлова, доцент кафедры логопедии Ольга Данииловна Ларина и к.п.н., доцент кафедры логопедии Полина Александровна Эстрова.
На секции «Расстройства познавательной деятельности», организованной совместно с Российской ассоциацией дислексии (https://t.me/logoped_community), выступили с докладом к.п.н., профессор кафедры логопедии Галина Васильевна Бабина и к.п.н., доцент кафедры логопедии Наталья Юрьевна Шарипова. Доклад «Зрительно-моторные ошибки письма: предупреждение и преодоление» был посвящен анализу терминологической эволюции ошибок письма подобного рода в классификациях отечественных исследователей. Докладчики отметили, что в основу определения механизмов появления таких ошибок заложены моторные и зрительно-пространственные несовершенства, зарегистрированные у школьников. Авторы определили необходимость тщательного многоаспектного диагностического исследования, на основе которого возможно составление индивидуальной программы коррекции моторной и/или зрительно-пространственной сфер ребенка.
Доклад «Нарушение чтения и заикание: особенности сочетания в структуре речевого дефекта» для слушателей секции представили к.п.н., доцент кафедры логопедии Анастасия Владимировна Лагутина и к.п.н., доцент кафедры логопедии Валерия Павловна Мерзлякова. Авторы представили анализ сочетанного дефекта, при котором комбинируются нарушения чтения и заикание. Доклад включал разборы клинических случаев, в которых, в одном случае, нарушение ритма чтения переходит в устную речь и закрепляется в виде логоневроза, а в другом – повышенная невротизация из-за трудностей в обучении чтению является пусковым моментом в возникновении (активизации) и закреплении запинок в устной речи ребенка. Были даны рекомендациями педагогам и логопедам: обучение чтению детей с нарушениями речи необходимо осуществлять при помощи методических приемов, учитывающих структуру речевого дефекта; коррекция речевой плавности должна осуществляться не только на уровне устной речи в процессе коммуникации, но и в процессе обучения чтению; для таких детей необходимо исключить проверки скорости чтения и чтение вслух в классе из-за возникновения ожидания коммуникативной неудачи и закрепления невротизации на этой почве.