Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

В Институте филологии состоялась Международная научная конференция «Учитель и его ученики» памяти педагога и наставника, профессора И.Г. Добродомова (1935–2022)

Наука

11 ноября 2023 года в Институте филологии Московского педагогического государственного университета прошла Международная научная конференция «УЧИТЕЛЬ И ЕГО УЧЕНИКИ» памяти педагога и наставника, доктора филологических наук, профессора И.Г. Добродомова (1935–2022) в рамках IV СЪЕЗДА ОБЩЕСТВА РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНГРЕССА «НАСЛЕДИЕ К.Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ».

Пленарное заседание конференции началось с приветственного слова кандидата филологических наук, профессора кафедры русской литературы XX–XXI вв. Института филологии Московского педагогического государственного университета, директора Института изящных искусств Московского педагогического государственного университета Андрея Александровича Коновалова. Он отметил, что это мероприятие объединило вокруг себя учеников и коллег Игоря Георгиевича, каждый из которых неравнодушно относится к его памяти и наследию. Доктор филологических наук, академик РАО, вице-президент МАПРЯЛ, вице-президент РОПРЯЛ, проректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, член президиума Совета при Президенте РФ по русскому языку, член бюро Общества русской словесности Татьяна Владимировна Кортава в своём выступлении назвала конференцию «уроком памяти учителя». По её словам, деятельность МПГУ по воспитанию педагогических кадров имеет большое значение как для России, так и для стран СНГ. Масштаб личности И.Г. Добродомова как учёного и как педагога по-настоящему осознаётся, когда мы видим перед собой учеников Игоря Георгиевича. Поэтому решение провести это мероприятие в Год педагога и наставника в рамках IV СЪЕЗДА ОБЩЕСТВА РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНГРЕСС «НАСЛЕДИЕ К.Д. УШИНСКОГО И СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» стало закономерным.

С докладами на пленарном заседании выступили ученики и коллеги И.Г. Добродомова. Дусмамат Саттарович Кулмаматов, доктор филологических наук, профессор Узбекского государственного университета мировых языков (Ташкент, Узбекистан) в докладе «Слово о моем учителе И.Г. Добродомове» подчеркнул, что его достижения как учёного не были бы возможны без деятельного участия Игоря Георгиевича как требовательного наставника и неравнодушного человека. Продолжая традиции изучения И.Г. Добродомовым трудных вопросов фонетики и фонологии русского языка в его истории и современном состоянии, выступили Александр Михайлович Камчатнов, доктор филологических наук, заведующий кафедрой общего языкознания имени И.Г. Добродомова Института филологии Московского педагогического государственного университета, с докладом на тему «К вопросу о фонеме <ы> в русском языке», и Мария Владимировна Шульга, доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка филологического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносов с докладом «Фонетико-фонологические идеи И.Г. Добродомова». Доктор филологических наук, профессор кафедры сопоставительного изучения языков Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова Михаил Юрьевич Федосюк в докладе «И.Г. Добродомов и проблема корректности словарных толкований» обратился к наследию Игоря Георгиевича в области лексикологии и лексикографии. Докладчики подчеркнули, что неординарные идеи профессора Добродомова находят продолжение в работах его коллег и учеников. Доктор филологических наук, заведующий кафедрой русской классической литературы Института филологии, директор Института филологии Московского педагогического государственного университета Елена Геннадьевна Чернышева в докладе «И.Г. Добродомов и МПГУ: грани личности в отечественном историко-культурном процессе» описала основные вехи жизни И.Г. Добродомова и высоко оценила его деятельность в Московском педагогическом государственном университете, подчеркнув в конце выступления, что кафедра общего языкознания, которой долгое время руководил Игорь Георгиевич, теперь носит его имя. Нурсулу Жамалбековна Шаймерденова, доктор филологических наук, профессор Казахского национального университета имени аль-Фараби, исполнительный директор Научно-исследовательского института Тюркологии и алтаистики (Алматы, Казахстан) в докладе «Чему учит талантливый педагог и чему научил профессор И.Г. Добродомов своих учеников?» отметила, что И.Г. Добродомов – тот человек, который сумел объединить в себе любовь к делу и любовь к ученикам. Пленарное заседание завершил Андрей Александрович Коновалов с докладом «Традиции К.Д. Ушинского в педагогической и наставнической деятельности Почетного профессора МПГУ И.Г. Добродомова», который он посвятил воспоминаниям об И.Г. Добродомове.

На секционных заседаниях конференции обсуждались многие актуальные вопросы лингвистики, которые были предметом рассмотрения в работах И.Г.Добродомова. Так, вопросы этимологии, исторической лексикологии и фразеологии были затронуты в докладах А.В. Григорьева (РФ, Москва, Московский педагогический государственный университет) «Выражение (разверзлись) хляби небесные в свете данных Национального корпуса русского языка», М.Л. Гордиевской (РФ, Москва, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова) «Русская метрология в исследованиях И.Г. Добродомова», Т.А. Алиева (Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г.Столетовых) «Об этимологии ойконимов Шабран и Шахнезерли», вопросы источниковедения и текстологии – в докладах О.Т. Хужановой (Узбекистан, Термез, Термезский государственный университет) «Лексическая содержательность деловых документов посольского приказа ХVII в. о хивинском царевиче Авгане Мухаммеде», В.В. Шаповала (РФ, Москва, Московский городской педагогический университет) «Текстология и критика словарей в трудах проф. И.Г. Добродомова», вопросы ономастики в синхронном и диахроническом аспектах – в докладах И.И. Баклановой (РФ, Москва, Национальный исследовательский ядерный университета «МИФИ») «Логин как новая ономастическая единица русского языка» и О.О. Чупонова (Узбекистан, Ургенч, Ургенчский государственный университет) «Антропонимы в посольских книгах по связям России с Хивой и Бухарой XVII в.»., вопросы становления русского литературного языка – в докладе Ф.Ш. Фаизовой (Узбекистан, Ташкент, Национальный университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека) «Место и роль статейных списков российских посланников в Среднюю Азию XVII в. в становлении русского литературного языка»,  вопросы современного и сопоставительного языкознания –  в докладе А.Ф. Шамахмудова и С.С. Каримова (Узбекистан, Самарканд, Самаркандский государственный институт иностранных языков) «Сопоставительное исследование на материале русского и узбекского языков, посвященное социопрагматике косвенных высказываний», Д.Б. Аманжоловой (Казахстан, Алматы, НИИ тюркологии и алтаистики Казахского национального университета имени аль-Фараби) «Медиаобраз учителя в современных СМИ Казахстана».

Более 30 глубоких научных докладов, более 100 очных и дистанционных участников конференции, их общение в кулуарах мероприятия, сопровождаемое воспоминаниями учеников И.Г.Добродомова о нём как о любимом Учителе, заботливом Руководителе и искреннем Друге, – всё это продемонстрировало масштаб личности человека необыкновенной научной скромности, проникавшего в самые сокровенные тайны языка и воспитавшего новое поколение ученых. Хочется верить, что с течением времени значение трудов И.Г. Добродомова будет только расти, а его ученики и ученики его учеников продолжат верное служение науке, которое до конца жизни сохранял И.Г. Добродомов.

Григорьев А.В., Орлова А.В.

Благодарственное письмо Президента российского союза ректоров, ректора МГУ им.М.В.Ломоносова В.А.Садовничего в адрес МПГУ

14 / 11 / 2023

Показать обсуждение