Молодежный научно-практический форум, проходивший в Институте филологии МПГУ15-18 октября, включал в себя XXV Международную научно-практическую студенческую конференцию «Филологическая наука в ХХI веке. Взгляд молодых» и IX Международную студенческую олимпиаду по русской литературе, которая проводилась совместно с Евразийским национальным университетом им. Л.Н. Гумилева Республики Казахстан.
Доклады пленарного заседания Давыдовой Софьи Михайловны: «Сюжетно-композиционное своеобразие двух редакций Жития Сергия Радонежского», Дацкой Дарьи Александровны: Особенности адаптации исторических поэм «Слова о полку Игореве» и «Иван Сусанин» в операх «Князь Игорь» и «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»), Великой Екатерины Владимировны: «Девочка-жизнь» Н.К. Чуковского – лирико-историческое повествование, Жаданенко Юлии Андреевны: Магический реализм в современной русской прозе. Заключительный доклад пленарного заседания представила Минералова Ирина Георгиевна: Молодежная наука и молодежь в науке: что значит быть исследователем в филологии.
Выступление профессора кафедры русской литературы ХХ-ХХI веков Института филологии, доктора филологических наук И.Г. Минераловой нацеливало участников на то, чтобы филологическая наука побуждала стремиться к ясности мысли и чистоте научного высказывания, к ответственности, глубине постижения того, что сделано предшественниками.
Выставка книг напомнила о юбилярах-писателях 2025 года: П.П. Ершове, С.Н. Сергееве-Ценском, М.А. Шолохове, др.
В различных мероприятиях конференции и олимпиады приняли участие более 150 студентов, магистрантов, аспирантов.
Первый день международной конференции начался пленарным заседанием, которое открыла доктор филологических наук, директор Института филологии, заведующий кафедрой русской классической литературы Института филологии Елена Геннадьевна Чернышева.
Приветствовал собравшихся доктор филологических наук, заместитель директора Института филологии, профессор кафедры русской литературы ХХ–ХХI веков Института филологии Игорь Сергеевич Урюпин.
Свое приветствие прислала заведующий кафедры русской филологии Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева Кадиша Рустембековна Нургали. Делегация из Астаны приняла участие во всех конкурсных номинациях Олимпиады.
Первый день завершился тренинг-форумом «Побудительные мотивы в работе читателя-филолога от школьника до аспиранта: почему искусственный интеллект не спасет, если нет естественного», который проводила профессор И.Г. Минералова.
Второй день 16 октября был посвящен написанию эссе, и студенты отправились в «Парк Победы», чтобы, вернувшись в университет, писать в читальном зале научной библиотеки эссе на заданную тему.
В дистанционном формате приняли участие студенты из ряда московских вузов и вуза партнера, в читальном зале научной библиотеки писали студенты Института филологии, колледжа МФЮА, Института им. А. Шнитке, Института образования и гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. И. Канта, Литературного института им. А.М. Горького, Высшей школы коммуникаций и креативных индустрий Балтийского федерального университета им. И. Канта, Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, Сургутского государственного педагогического университета, Балашовского института Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского.
День третий – 17 октября проходили несколько конкурсов, самый многочисленный – исполнительский конкурс, в котором приняли участие почти 60 студентов.
Эта работа с научной, творческой и педагогической молодежью состоялась благодаря наставникам-руководителям, членам жюри – преподавателям из МПГУ и МГПУ, СурГПУ, Балтийского ГПУ им. И.Канта, др.
Жюри подвело итоги конкурса уроков русского языка и литературы, конкурса творческих работ, на который поступило порядка 40 работ.
С большим подъемом прошли исполнительский конкурс, а также риторический и конкурс эссе, для проведения которых студенты отправились в парк «Парк Победы». Заочный конкурс литературно-творческих работ оценило представительное жюри, лучшие из работ будут опубликованы; конкурс уроков литературы и русского языка проходил в видео-формате.
Особое внимание мы уделяем номинации «Урок». Известно, что студенты тщательно готовятся к занятию, однако общее снижение качества этой подготовки заметно. Попытка переложить основную работу учителя на электронные средства обучения влечёт за собой печальные последствия для учеников. Главный результат урока — это взаимодействие устной и письменной речи учащегося, и именно в этом жюри должно увидеть педагогический замысел.
Несомненно, состоявшийся в этом году представительный форум продемонстрировал радостное соединение филологической и педагогической деятельности, успешные учебные достижения и уверенный шаг студентов в профессиональную сферу.
Все участники получили сертификаты, особенно проявившие себя в отдельных номинациях, заслуженно получили дипломы и грамоты.
Результаты конкурсов
Победители номинации эссе:
- I место: Ныренкова Арина Александровна
- II место: Умарова Дильназ Медеткызы, Минеева Евгения Алексеевна, Фоменко Светлана Антоновна, Зарбиева Аделина Равшановна
- III место: Ильичева Ирина Владимировна, Власова Анастасия Дмитриевна
Грамоты были вручены:
- Чикину Евгению Николевичу, Карлиной Елизавете Александровне, Когатовой Алине Сергеевне, Захаровой Анастасии Сергеевне, Цыганковой Алёне Петровне
Победители номинации исполнение художественного произведения:
- I место: Носенко Екатерина Дмитриевна, Старкова Елена Игоревна, Стригун Сергей Сергеевич, Умарова Дильназ Медеткызы
- II место: Шевченко Тимофей Сергеевич, Косаренко Мария Максимовна
- III место: Платцева Николь Рудольфовна, Карпенко Александра Владимировна, Коршунова София Михайловна, Позняк Дарья Михайловна, Амираславова Эвелина Борис кызы
Грамоты были вручены:
- Хамидуллиной Алине Даниловне, Урюмцеву Даниле Андреевичу, Соколовой Ирине Андреевне, Карапетян Ангелине Гарегиновне, Терешко Андрею Александровичу, Копачевскому Олегу Валерьевичу Захаровой Анастасии Сергеевне, Филипенко Милане, Зарбиевой Аделине Равилевне.
Победители номинации риторический конкурс:
- I место: Зарбиева Аделина Равшановна, Фоменко Светлана Антоновна, Умарова Дильназ Медеткызы
- II место: Семенова Анастасия Николаевна
- III место: Стригун Сергей Сергеевич
Победители номинации урок:
- I место: Перехватова Елена, Ганина Виктория Даниловна
- II место: Сайгина Татьяна, Амираслаова Эвелина Борис кызы
Благодарности за руководство и помощь в организации получили:
- Дворяшина Нина Алексеевна
- Москалева Анна Александровна
- Боровская Елена Раймондовна
- Секриеру Анжела Емиловна
- Шаряфетдинов Рамиль Хайдярович
- Логвинова Ирина Владимировна
- Колобова Ольга Леонидовна
- Кузенная Татьяна Федоровна
- Пономарёва Анна Юрьевна
- Челюканова Ольга Николаевна
- Ясакова Екатерина Александровна
- Налетова Полина Владимировна
- Лейни Регина Николаевна
- Козлова Валентина Ивановна













