19 декабря 2024 года на Факультете дошкольной педагогики и психологии федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Московский педагогический государственный университет» была проведена Международная научно-практическая конференция «Флёринские чтения»
В рамках конференции работало четыре секции: «Педагогическое наследие Е.А. Флёриной. Современные инновационные технологии и опыт», «Актуальные проблемы дошкольного образования и методическая поддержка педагогов», «Психолого-педагогические и методические аспекты проблем дошкольного образования» и «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников».
Модераторами секций выступили: Павлова Людмила Ивановна, к.пед.н., доцент, заведующий кафедрой теории и методики дошкольного образования; Бацкалёва Виктория Викторовна, к.пед.н., доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Чугайнова Оксана Геннадьевна, к.пед.н., доцент кафедры теории и методики дошкольного образования, Мацкевич Жанна Владимировна, к.пед.н., доцент кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Цель конференции – актуализация научно-педагогического наследия Е.А. Флёриной в современных условиях развития дошкольного образования, обобщение передового педагогического опыта и инноваций в области дошкольного образования, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития детей, укрепления научных связей между учеными, обмен научными и практическими достижениями.
С вступительным словом к участникам конференции обратилась декан Факультета дошкольной педагогики и психологии, к.пед.н., доцент кафедры теории и методики дошкольного образования Парамонова Маргарита Юрьевна.
На пленарном заседании прозвучал совместный доклад д.пед.н., профессора Ушаковой Оксаны Семеновны и к.пед.н., профессора Яшиной Валентины Ивановны на тему: «Проблема развития детского творчества в научной школе Е.А. Флёриной», в котором были представлены: основные этапы научного пути Евгении Александровны Флёриной – выдающегося, яркого и талантливого педагога, представителя московской научной школы в области речевого, художественно-эстетического и творческого развития детей дошкольного возраста, основные труды, направления научных исследований и их результаты, определившие дальнейший путь и перспективы развития научной мысли и методики речевого и художественно-эстетического развития детей на долгие годы.
В докладе д.пед.н., доцента Антоновой Анны Викторовны, с опорой на научные исследования Е.А Флёриной, затрагивалась актуальная тема организации семейного досуга как условия сплочённости семьи, формирования ее традиций и воспитания у ребенка семейных ценностей в современной культурной среде.
Родин Юрий Иванович, д.пс.н., к.пед.н., доцент, профессор кафедры теории и методики дошкольного образования в своем докладе раскрыл проблему субъектности ребенка, подчеркнул ее значимость и фундаментальность на современном этапе.
В работе секции «Педагогическое наследие Е.А. Флёриной. Современные инновационные технологии и опыт» приняло участие 16 человек. Было заслушано 7 докладов. Среди выступающих представители профессорско-преподавательского состава Факультета дошкольной педагогики и психологии, педагоги-практики, представители региональных вузов.
В центре внимания участников заседания секции были подняты проблемы роли педагогического наследи Е.А. Флёриной и важности исторического просвещения будущих педагогов. Большой интерес в этой связи вызвал доклад к.фил.н., Лияскиной Анны Владимировны, на тему: «Е.А. Флёрина о книжках-картинках для дошкольников», в котором автором проанализированы взгляды выдающегося педагога на роль книг и книжных иллюстраций в развитии ребенка-дошкольника, их актуальность в современных условиях.
Чугайнова Оксана Геннадьевна, к.пед.н. доцент кафедры теории и методики дошкольного образования в докладе на тему: «Влияние игрушки на развитие личности дошкольника» раскрыла основные положения научных трудов Е.А. Флериной об игре и игрушке, ее роли в социально-коммуникативном, творческом и личностном развитии ребенка, подчеркнула необходимость переосмысления ее роли с учетом ситуации на рынке игрушек в современной России, сохранения народного наследия, традиций и привлечения внимания родителей и педагогов к народной игрушке.
В ходе работы секции докладчики делились практическим опытом создания условий речевого, познавательного и творческого развития дошкольников в детском саду и семье с использованием современных средств и методов. Показаны возможности использования робототехнического набора «Мататалаб» для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, технологии «QR-код» в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников. Данные доклады были представлены педагогами-практиками из Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 47 «Веселинка» города Димитровграда Ульяновской области.
В работе секции «Актуальные проблемы дошкольного образования и методическая поддержка педагогов» участвовало 19 человек. Это ученые, преподаватели вузов и педагоги-практики из различных регионов России и других стран (Китай, Узбекистан). Центральное место среди 10 докладов занимала проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста (С.В. Голышева, Г.В. Баскакова, З.С. Мустафаева.). В нескольких сообщениях раскрывались проблемы психомоторного и физического развития детей (М.М.Борисова, Ю.В. Шпет, Т.А. Семенова). Интерес присутствующих вызвал парный доклад выпускницы магистратуры МПГУ, педагога из Китайской Народной Республики Шао Яньвэнь и ее научного руководителя к.пед.н. Л.И. Павловой. Наглядное и информативное знакомство с особенностями организации и содержания математического развития детей в образовательных организациях Китая позволило увидеть своеобразие работы педагогов по обучению дошкольников математике. Все сообщения сопровождались демонстрацией мультимедийных презентаций.
Главным проблемно-тематическим вектором выступлений в рамках секции «Психолого-педагогические и методические аспекты проблем дошкольного образования» была проблема применения различных современных средств и подходов по вопросам познавательного развития детей дошкольного возраста.
Всего было заслушано 10 докладов, присутствовало 20 слушателей. Доклады по содержанию своих научных исследований представили аспиранты, магистранты, обучающиеся старших курсов бакалавриата и преподаватели факультета.
Оживленную дискуссию вызвал доклад магистрантов кафедры теории и методики дошкольного образования Сысоевой Евгении Геннадьевны по проблемам психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста средствами ритмической гимнастики и Чепариной Татьяны Григорьевны об особенностях психического развития детей четырех лет. Магистранты представили диагностические данные научных исследований в рамках своих выпускных работ, выполненных под руководством д.пс.н., профессора Родина Юрия Ивановича.
Интересно представили свой доклад к.пед.н., Березина Юлия Юрьевна доцент кафедры дошкольной педагогики и аспирантка из КНР Дун Яо. В докладе раскрывались вопросы о связи познавательного общения и речи детей дошкольного возраста в исследованиях России и Китая.
В докладе Мяо Юйинь, аспиранта кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста (научный руководитель Куланина И.Н., к.п.н., доцент, заведующий кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста) раскрыты главные особенности художественно-эстетического воспитания в дошкольных образовательных организациях Китая.
Студентки бакалавриата Цуркова Анна Владимировна и Морева Анастасия Павловна рассказали о способах моделирования образовательных ситуаций по развитию речи старших дошкольников на примере книжки-картинки Ребекки Янг и Мэтта Оттли «Чашка». Доклад выполнен в рамках учебного проекта, посвященного нетрадиционной детской книге и кругу детского чтения современного дошкольника и в этой связи вызвал множество дискуссионных вопросов о познавательных возможностях и воспитательном потенциале «тихих книг», их актуальности и значении.
Многие выступающие говорили о важности своевременной просветительской деятельности в области речевого и познавательного развития детей среди педагогов и родителей дошкольников, которая должна вестись с опорой на лучшие традиции отечественного дошкольного образования.
В заседании секции «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников» участвовало 18 человек, заслушано 12 докладов. Среди присутствующих преподаватели кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста, аспиранты, магистранты, студенты бакалавриата.
Традиционно выступления студентов были посвящены результатам собственных научных исследований, проведенных в рамках подготовки выпускных квалификационных работ, а также опыту работы в летних лагерях, практике в дошкольных образовательных организациях, совершенствованию личных творческих способностей в увлечениях и хобби.
Содержание докладов охватывало различные вопросы художественно-эстетического воспитания детей, различные формы образовательной работы с дошкольниками. Мультимедийные презентации наглядно иллюстрировали процесс экспериментальной работы студентов.
В докладах студентов старших курсов бакалавриата Петроченко Татьяны Владимировны, Рузмайкиной Марии Эдуардовны, затрагивались вопросы, касающиеся развития музыкальных и творческих способностей дошкольников, посредством различных форм досуговой деятельности, предлагались интересные темы детских праздников и раскрывался опыт работы по их организации в детском саду и семье.
Внимание слушателей привлек доклад аспирантки Щелочковой Марии Андреевны, (научный руководитель к.пед.н. Жукова Галина Евгеньевна), в котором на основе анализа различных научных подходов была раскрыта взаимосвязь экологического и художественно-творческого развития ребенка средствами проектной деятельности.
В докладе Суворовой Виктории Николаевны (научный руководитель Рачковская Н.А., д.п.н.) представлены первые наработки диссертационного исследования, в котором анализируются понятия «музыкальные способности», «эмоциональная отзывчивость на музыку» в аспекте оценочной функции эмоций в дошкольном возрасте, показано, что роль содержания образования, качество изучаемого репертуара оказывает прямое воздействие на личностное становление ребенка-дошкольника.
Студенты бакалавриата Горбушина Анна, Лякишева Ксения, Глушаков Данила, Кулдымова Арина познакомили присутствующих со своими хобби – различными техниками и видами искусства, которыми они увлекаются с детства (мыловарение, рисование акриловыми красками, алмазная вышивка, бальные танцы) и представили свои творческие работы, фотографии и рассказали о конкурсах, в которых участвовали. Доклад об опыте проведения занятий по изобразительной деятельности в младшей группе в ходе педагогической практики в ДОО представила студентка 4 курса Ибрагимова Диана.
Участники секции констатировали, что проблема художественно-творческого развития детей приобретает сегодня особое звучание в русле культурно-исторического и деятельностного подхода к развитию ребёнка — как итог его творческого самоопределения в мире культуры.
Выступления на секции чередовались с творческими мастер-классами организованными студентами бакалавриата под руководством к.пед.н., доцентом кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста Мацкевич Жанной Владимировной. Темы мастер-классов: «Создание ажурных снежинок» (автор – Цикунова Марина); «Новогодняя открытка» (автор: Мехтиева Марьям), «Дед Мороз» (автор – Ибрагимова Диана), «Гирлянда на елку» (автор – Шишкинская Варвара). Все участники секции могли проявить свои творческие способности и изготовили поздравительные новогодние открытки, снежинки, гирлянды, чтобы поздравить своих друзей и близких с наступающим Новым годом.
В результате работы конференции состоялся плодотворный обмен опытом благодаря привлечению студентов и начинающих ученых, педагогов-практиков к научно-исследовательской и практической деятельности в области теории и методики обучения детей раннего и дошкольного возраста в детском саду и семье. Дан обширный анализ современных психолого-педагогических исследований, посвященных проблемам воспитания, психического, познавательного и речевого развития детей раннего и дошкольного возраста, подчеркнута роль базовых фундаментальных научных исследований и педагогического наследия в формировании и становлении современных подходов.