14–15 марта 2024 года в Институте филологии Московского педагогического государственного университета состоялась Международная научно-практическая конференция «Литературное образование и воспитание: ценностные ориентиры и стратегии в информационную эпоху» (XXXII Голубковские чтения), организованная кафедрой методики преподавания литературы, Научно-методическим центром сопровождения педагогических работников при МПГУ, редакцией журнала «Литература в школе».
Цель конференции: анализ актуальных проблем литературного образования и воспитания школьников цифрового поколения и определение стратегических приоритетов деятельности современного педагога-словесника на основе сравнительно-исторического метода исследования.
Задачи конференции: осмысление традиций воспитывающего обучения литературе в отечественной методике; актуализация научно-методического наследия и отдельных направлений исследований научной школы В.В. Голубкова; анализ актуальных образовательных практик; обсуждение современных подходов к подготовке учителя-словесника как организатора учебной и воспитательной деятельности.
Конференция прошла в смешанном формате (иногородним участникам была предоставлена возможность дистанционного подключения).
С приветственным словом перед участниками конференции выступили: директор Института филологии МПГУ, заведующий кафедрой русской классической литературы, доктор филологических наук, профессор Елена Геннадьевна Чернышева; заместитель директора Института филологии по научной работе, профессор кафедры русской литературы XX–XXI веков, доктор филологических наук, профессор Игорь Сергеевич Урюпин; заведующий кафедрой методики преподавания литературы, директор Научно-методического центра сопровождения педагогических работников при МПГУ, главный редактор журнала «Литература в школе», доктор педагогических наук, профессор Виктор Фёдорович Чертов.
На пленарном заседании, круглом столе «Ценности русской литературы и их влияние на формирование личности: традиции и современные проблемы», заседаниях секций выступили с докладами известные специалисты по теории и методике обучения литературе: С.А. Зинин, А.М. Антипова, И.А. Подругина, Е.С. Романичева, Ж.Н. Критарова, М.А. Аристова, Н.Е. Кутейникова (Москва), Н.М. Свирина, В.А. Доманский (Санкт-Петербург), И.В. Сосновская (Иркутск), Т.Е. Беньковская (Оренбург), А.Ф. Галимуллина (Казань), Н.П. Терентьева (Челябинск), Ф.Е. Соловьева (Смоленск), Ю.В. Лазарев (Рязань), А.М. Шуралёв (Уфа), Н.Л. Кольчикова (Абакан) и др.
В рамках конференции состоялась презентация научных изданий кафедры методики преподавания литературы: очередного выпуска монографии «Научная школа В. В. Голубкова: чтение и методика обучения литературе в информационную эпоху» (первый выпуск вышел в 2018 г.), сборника материалов XXXI Голубковских чтений «Российский учитель-словесник как социокультурный феномен» и сборника материалов Международных научно-практических видеоконференций «Чтение и литературное образование в цифровую эпоху», проведённых в 2021–2023 гг.
Работали три секции:
Секция 1. Научно-методическое наследие педагогов-словесников в контексте современных задач обучения и воспитания школьников. Проблемы подготовки учителя-словесника как организатора учебной и воспитательной деятельности.
Секция 2. Воспитательный потенциал литературы как искусства словесного образа: к 225-летию со дня рождения А.С. Пушкина. Роль фольклора и литературы в духовно-нравственном развитии читателя-школьника.
Секция 3. Проблемы современного урока литературы: к 120-летию со дня рождения Н.И. Кудряшёва. Воспитательные ресурсы уроков и различных форм внеклассной работы по литературе в условиях информационного общества и медиасреды
Во второй день конференции состоялась видеовстреча с авторами и членами редакционной коллегии журнала «Литература в школе».
Участники конференции – известные учёные-методисты, преподаватели высших учебных заведений, учителя средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, аспиранты, соискатели – подключались из разных городов Российской Федерации (Санкт-Петербурга, Смоленска, Краснодара, Казани, Оренбурга, Кирова, Рязани, Абакана, Челябинска, Томска, Иркутска, Нижнего Новгорода и др.), а также из Беларуси и Таджикистана.
В работе конференции традиционно приняли участие студенты Института филологии, обучающиеся по программам бакалавриата и магистратуры, а также слушатели программ профессиональной переподготовки.