24 мая 2024 г. состоялась торжественная церемония закрытия Международного фестиваля «Дети радуги: социализация и развитие коммуникативных способностей». Проходила она дистанционно, что позволило объединить участников из разных регионов и стран в День славянской письменности и культуры. Организатором мероприятия выступил Институт детства МПГУ при поддержке образовательного агентства Agentur für internationale Bildungszusammenarbeit e.V. («Агентство международного сотрудничества по развитию образования», Германия).
В этом году фестиваль отпраздновал свой пятилетний юбилей (мы проводим его с 2019 года) и был посвящен празднованию Года педагога и наставника и 200-летию со дня рождения К.Д. Ушинского. Об этом рассказали организаторы – директор Института детства, профессор А.А. Алмазова и заведующий кафедрой дошкольной дефектологии, профессор А.В. Кроткова, которые выступили с приветственным словом к участникам. Также к гостям и друзьям фестиваля обратился Томас Хенчель – руководитель образовательной компании WFS Bildungs gUG, руководитель агентства Agentur für internationale Bildungszusammenarbeit e.V. («Агентство международного сотрудничества по развитию образования»), советник президента российской муниципальной академии (РМА), полномочный представитель академии в Евросоюзе (Германия).
Фестиваль проводился в два этапа: мастер-классы в ноябре 2023 года, которые прошли на базе дошкольных групп ГБОУ СОШ № 1529 имени А.С. Грибоедова г. Москвы: «Групповая карусель: веселый день дошкольника», «В поисках Цветика-семицветика», «Конструируем робота для детского кафе», – и методическая поддержка участников фестиваля в виде разработки инструментария для мониторинга социально-коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья (в области социального интеллекта (в этом году)), как средство оценки динамики индивидуального развития в ходе проектной деятельности. На втором этапе, с декабря по февраль 2024 г. на участие в фестивале был подан 61 проект из России, Казахстана, Китая и Вьетнама: как краткосрочных, так и долгосрочных, ориентированных на решение проблем социализации и развития коммуникативных способностей детей с нормальным развитием и с особыми образовательными потребностями.
Проекты были самыми разными (управленческие, методические, социально-нормативные и социально-игровые, творческие проекты) – и размещены для общественного и профессионального голосования на сайте фестиваля, в четырех номинациях.
Членами профессионального жюри стали:
- Акопян Наталия Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики специального образования УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» (Гродно, Беларусь). Несколько слов из ее приветствия: «Выражаю свою бесконечную признательность за возможность быть членом жюри этого прекрасного мероприятия! Очень интересные проекты, творческие участники, инновационные идеи. Выражаю свое восхищение участниками. Каждый проект поднимает важные и значимые вопросы, раскрывает многогранные позиции педагогов относительно развития детей. Получено огромное удовольствие в процессе анализа представленных работ! Мне было очень интересно, я смогла познать новые творческие идеи! Каждый участник заслуживает всех похвал!»
- Коломийченко Людмила Владимировна, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета (Пермь, Россия).
- Мёдова Наталия Анатольевна заведующий кафедрой дефектологии Томского государственного педагогического университета, учитель-дефектолог (логопед) высшей категории ОГКОУ «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения» (Томск, Россия).
- Родионова Юлия Николаевна, к.п.н., доцент Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (Москва, Россия).
- Преснова Ольга Викторовна, к.п.н., методист, учитель-логопед ГППЦ г. Москвы (Москва, Россия).
- Моисеева Людмила Владимировна, д.п.н., профессор кафедры теории и методики физической культуры и спорта Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург, Россия).
- Тупичкина Елена Александровна, д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ «Армавирский государственный педагогический университет» (Армавир, Россия).
- Волкова Татьяна Валерьевна, методист ГБОУ города Москвы «Школа №1998 «Лукоморье» (Москва, Россия), менеджер образовательных проектов WFS Bildungs gUG (Берлин, Германия). Из оценки участников нашей коллеги: «Дорогие коллеги и участники фестиваля, рада приветствовать Вас и поздравить нас всех с участием в таком прекрасном мероприятии. Такие события, как фестиваль «Дети радуги» безусловно, способствуют развитию инклюзивного, толерантного общества. Было бы хорошо, если в будущем участники из России могли шире представлять в своих проектах культурное разнообразие нашей страны и способы сохранения этнокультурного и языкового многообразия Российской Федерации через образовательные практики. Выражаю благодарность организаторам, коллегам из организационного комитета и членам жюри. Для меня честь быть вместе с Вами».
Также в качестве жюри выступили другие преподаватели вузов – ученые и методисты, практики общего и специального образования. Они присутствовали на церемонии закрытия фестиваля и сказали много добрых и теплых слов в его адрес.
Музыкальные подарки членам профессионального жюри и участникам общественного и профессионального голосования сделали коллеги из музыкально-патриотического проекта «Дети поют» – их выступления («Глаза России», «Времена года» («В сказку я поверю»), «Вслед за мечтой»), а также творческие номера финалистов (ГБОУ СОШ № 1529, № 37 г. Москвы, МБДОУ «Детский сад № 407» г.о. Самара; Детский сад № 59 ст. Новотитаровская Краснодарского края) украсили церемонию закрытия фестиваля.
В номинации «”Вместе с родителями”: социализация и развитие коммуникативных способностей» лидерами стали проекты, в которых отображена не только работа педагога с детьми, но и действительно активное вовлечение семьи в совместную деятельность для более эффективного результата и как следствие реальная помощи семье. Представлено не мало именно социально значимых проектов, отображающих актуальность решения вопросов эмпатии, толерантности и коммуникации внутри общества. Важно, когда инклюзия понимается и реализуется педагогами шире, чем просто образовательный компонент, а именно как философия развития общества.
Победители номинации:
3 место по результатам общественного голосования
Проект «Логопедия – это интересно: квест для родителей и детей». Автор: учитель-логопед Клочкова Т.В., ГКОУ «Дзержинский санаторный детский дом”, г. Дзержинск.
3 место по результатам профессионального голосования
Логопедический мастер-класс для родителей и детей «Играем вместе с детьми». Учителя – логопеды Бакулина Н.С., Панькова М.Н., АНОО «Хорошевская школа», г .Москва.
2 место по результатам общественного голосования
Мастер-класс по созданию книжки-самоделки «Какой бывает транспорт». Автор: учитель-дефектолог Петрова П.В., ГБОУ «Школа № 1179», г. Москва.
2 место по результатам профессионального голосования
Игровой проект «Как подружились жирафенок и слоненок». Авторы: студенты дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»: Гусейнова А., Карбовничая В., Кузина Е., Якубова А. (профиль «Дошкольная дефектология»).
1 место по результатам общественного голосования
Проект «Изучаем мебель вместе с семьей: интересно – всем!». Автор: учитель-логопед Дидечко Н.В., МБДОУ «Детский сад № 19», г. Крымск.
1 место по результатам профессионального голосования
Проект по приобщению детей к чтению «Книжкин дом». Авторы: учитель-логопед Чуть Н.В., воспитатели Полушкина Ю.С., Полянская Е.А., БДОУ «Детский сад № 59», станица Новотитаровская, Динской район, Краснодарский край.
В номинации «Формирование системы традиционных ценностей воспитания посредством социально-ориентированных и коммуникативных технологий» представлено много действительно творческих проектов, способствующих раскрытию творческого потенциала детей, их когнитивному развитию и развитию эмоциональной сферы посредством применения педагогами метапредметных технологий и реализации действительно эффективных и интересных интегрированных занятий. И что важно, представленные проекты способствуют развитию гибкости сознания и развитию творческого потенциала самих воспитателей.
Объявим победителей:
3 место по результатам общественного голосования
Проект «Черный тюльпан». Авторы: студентки Артемьева С.А., Кренина О.Г., Перебаскина М.А., Шутова Н.О., Ярушникова А.А., ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет».
3 место по результатам профессионального голосования
Игровой проект «Игра-ходилка как средство развития коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста». Авторы: магистранты Алесина Е., Амирханян (Васина) Л., Балакшина П., Сергиенкова Е., Сизанова А., Чубарова Д., дефектологический факультет Институт детства ФГБОУ ВО МПГУ; учитель-логопед Юрикова В.И., дошкольное отделение ГБОУ «Школа № 1529», г. Москва.
2 место по результатам профессионального голосования
Творческий проект «Навстречу приключениям». Автор: студентка факультета дошкольного и начального образования Вешнякова А.А., ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир.
1 место по результатам общественного голосования
Проект «Клуб любителей футбола». Авторы: студенты дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»: Потапова Е.Р., Михеева Ю.О., Гусейнова А.И., Кузина Е.А., Ляхова В.А., Карбовничая В.Р., Якубова А.Р., Мамедли Н.А. кызы, Мурадова Г.Ю., Ситникова С.А., Сабитова Г. А., Нутт В.К., Пшенишнюк И.Б. (профиль «Дошкольная дефектология»), г. Москва.
1 место по результатам профессионального голосования и 2 место в общественном голосовании
Социально-игровой проект «”Строители слов”: интеграция задач звукового, слогового анализа и синтеза на основе коллективного конструирования в старшей группе». Авторы: слушатели программы профессиональной переподготовки «Логопедия» Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»: Митюшкина Ю.В., Павлова Т.Д., Бадулина Т.С., Рожнова К.О., Рулева В.Г., Скалыга Д.Ю., Суздалова Д.Н., Трушина А.С., Чебыкина Э.Ф.
Проекты номинации «Инновации в области социально-коммуникативного развития нормально развивающихся детей и обучающихся с ОВЗ» поднимают важную тему помощи в социализации детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. Многие проекты отражают успешную практику в решении вопросов толерантности и грамотного взаимодействия нормотипичных детей с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, особые образовательные потребности.
Победители в данной номинации:
3 место по результатам общественного голосования
Проект «”Волшебная комната” как средство познавательного и социально-коммуникативного развития старших дошкольников». Автор: воспитатель Лобанова Е.П., ГБОУ «Школы № 875», г. Москва.
3 место по результатам профессионального голосования
Социально-игровой проект «”Рекламное агентство”: развитие речи и коммуникации дошкольников и младших школьников». Авторы: слушатели программы профессиональной переподготовки «Логопедия» Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»: Ковальская А.Л., Ковязина Е.Г., Васильева О.Ф., Цеханович В.Д.
2 место по результатам общественного голосования
Проект «Опыт становления личности успешного современного ребенка младшего школьного возраста посредством дополнительного образования». Авторы: педагоги дополнительного образования Барбашова С.А., Гурина Л.Е., Мурылева И.С., педагог –психолог Речиц О.В., отделение дополнительного образования ГБОУ «Школы № 1554», г. Москва.
2 место по результатам профессионального голосования
Творческий проект «В мире роботов» (Россия – Вьетнам). Авторы: магистранты программы «Коррекционная педагогика в системе непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья»: Шнайдер А., Булава А., Данг Мань Фи, Кинзябулатова А., Сеитмеметова У., Тужилова М., Шустова С.; старший методист Мансарлийская Л.Ф., дошкольное отделение ГБОУ «Школа № 1529 г. Москвы имени А.С. Грибоедова», г. Москва.
1 место по результатам общественного голосования
Проект «Развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР в процессе интеграции традиционных и компьютерных игр». Автор: учитель-логопед, учитель-дефектолог Чазова Ю.А., МБДОУ «Пятницкий детский сад “Семицветик”» Волоконовского района Белгородской области
1 место по результатам профессионального голосования
Социально-игровой проект «”Литературное кафе” как форма культурной практики, воспитывающей у подрастающего поколения любовь к чтению и узнаванию иллюстраций». Авторы: методист дошкольного отделения № 2 Калинина В.В., ГБОУ «Школа № 37», г. Москва; воспитатель Назаркина А.А., МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 104», г. Комсомольск-на-Амуре.
Представленные в номинации «От социально-коммуникативного развития – к нравственному, патриотическому и духовному воспитанию в условиях инклюзии и интеграции» проекты отличаются социально значимым подходом в реализации задач духовно-нравственного, патриотического воспитания детей. Радует расширение географии участников фестиваля. Так, участники из Китая очень наглядно, творчески и полноценно представили проект знакомства детей с родной культурой и фольклором.
3 место по результатам общественного голосования
Проект «”Что такое – Родина?”: проект по развитию речи и патриотическому воспитанию детей». Авторы: слушатели программы профессиональной переподготовки «Логопедия» Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»: Боборыкина Е.Е., Бородич О.С., Карева А.И., Кашина Е.Ю., Кирилова О.А., Медведева Ю.О.
3 место по результатам профессионального голосования
Социально-игровой проект «”Детям о профессиях”: развитие диалоговой речи дошкольников и расширение словарного запаса». Авторы: слушатели программы профессиональной переподготовки «Логопедия» Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»: Миргород Ю., Яковлева И., Рудич В., Новичкова М., Кравченкова А., Бирюлева О., Хижняк М., Хорошавина Т., Соколова Е., Андриянова Ю.
2 место по результатам общественного голосования
Проект «”Погружение в сказку” как средство развития речи и духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста». Авторы: слушатели программы профессиональной переподготовки «Логопедия» Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»: Винтер А.В., Елькина А.В., Михеева Т.А., Соболева Е.В., Тихомирова О.И., Тулуш А.В.
2 место по результатам профессионального голосования
Социально-игровой проект «”Мы дружим”: социализация и развитие коммуникативных способностей детей средствами физкультурно-игрового досуга». Авторы: магистранты дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»: Атаманова К., Буранова В., Гончарова Ю., Добридень А., Колинько О., Маркин Н., Низовцева Е., Попова А.; учитель-логопед Михальчук И.В., педагог-психолог Романова Н.Ю., дошкольное отделение ГБОУ «Школа № 1529 г. Москвы имени А.С. Грибоедова».
1 место по результатам общественного голосования
Проект «Моя Родина – Россия». Автор: воспитатель Экзархо М.Г., дошкольный корпус 618 А, ГБОУ города Москвы «ШКОЛА 854», г. Зеленоград.
1 место по результатам профессионального голосования
Творческий проект «Театр теней: знакомство с родной культурой и фольклором» (Китай) . Автор: аспирант Юй Сянь, АГПУ, Армавир, Краснодарский Край. Россия, Чанчжоуский Профессионально-технический университет текстиля и швейной промышленности, Чанчжоу, Китай.
Специальные призы фестиваля – «Творческая дидактика» – получили следующие проекты из разных номинаций:
- Проект «Колядки как средством приобщения детей и родителей к традиционной культуре». Автор: музыкальный руководитель Вдовина Е.Н., МБДОУ «Детский сад № 407», г.о. Самара.
- Игровой проект «”Сказки из сундучка”: развитие музыкально-ритмических навыков и подготовка руки к письму посредством совместной музыкальной деятельности детей». Авторы: учитель-дефектолог Сидельникова А.А., старший методист Бреева М.Н., воспитатель Губина М.Н., музыкальный руководитель – Снежкова М.Б., ст. воспитатель Бузук Л.А., ГБОУ «Школа № 1538».
- Игровой проект «Ма-Тари-Кари и Крокодил». Авторы: студенты дефектологического факультета Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ» Крылова К., Потапова Е., Мамедли Н., Михеева Ю. (профиль «Дошкольная дефектология»).
- Творческий проект «Ожившие камушки: ознакомление педагогов с нетрадиционным методам работы с детьми дошкольного возраста – рисованием на камнях». Автор: студентка факультета дошкольного и начального образования Латфуллина П.В., ФГБОУ ВО «Армавирский государственный педагогический университет», г. Армавир.
- Творческий проект «Обучение детей с ОНР умению отгадывать загадки». Авторы: учителя – логопеды Шайкина В.В., Савушкина Е.Н., МБДОУ «Детский сад № 15», г. Мценск.
- Информационный проект «Су джок в тактильно-кинестетической стимуляции и организации совместных действий с детьми, имеющими нарушения речи». Авторы: магистранты программы «Теоретическая и прикладная логопедия» ФГБОУ ВО «МПГУ»: Пьянова А., Саутина К., Сирош Е.
- Творческий проект «Комбинирование арт-педагогических технологий и технологии синквейн в процессе развития речи дошкольников с особыми образовательными потребностями». Авторы: учитель-логопед Дахина С.В., МАДОУ муниципального образования «Детский сад комбинированного вида № 94», г. Краснодар.
- Информационный проект «Универсальная учебная компьютерная среда “ПервоЛого” как средство активизации совместной проектно-творческой деятельности младших школьников с ОВЗ». Авторы: магистранты программы «Тьюторство в сфере образования лиц с с ОВЗ» ФГБОУ ВО «МПГУ»: Старостина А., Ганина А.
- Социально-игровой проект «Теневой театр как средство интеграции речи и социального воспитания детей». Авторы: слушатели программы профессиональной переподготовки «Логопедия» Института детства ФГБОУ ВО «МПГУ»: Камбулатова Э.М., Королева С.В., Серебрякова О.В., Королева О.Н., Григорьева Ю.В.
- «”Что для нас Дом?”: развитие лексико-грамматических компонентов языка в ситуациях социального взаимодействия». Автор: учитель-логопед Перова М.В., ГБОУ «Школа № 875», ДГ «Надежда», г. Москва.
Все финалисты получили дипломы и подарки от спонсоров (ООО «Мерсибо», ТЦ «Сфера», издательство «Аркти» и др.).