26 октября 2023 г. на факультете начального образования Института детства состоялась XI Межвузовская научно-практическая конференция по психологии «Развитие познавательных способностей младших школьников», приуроченная к мероприятиям Года педагога и наставника.
Цель конференции состояла в обмене опытом и представлении результатов научно-исследовательской деятельности преподавателей, учителей и педагогов-психологов образовательных учреждений, студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых в области психологии познавательных способностей младших школьников.
Открыла конференцию член оргкомитета, ответственная за НИРС по кафедре и организацию конференции к. психол. н., доцент Гаврилова Л.В. С вступительным словом выступила зав. кафедрой психологии младшего школьника, д. психол., профессор, руководитель магистерской программы по направлению «Психологическое консультирование в образовании», председатель оргкомитета конференции Макарова К.В., которая передала участникам приветственные слова декана факультета начального образования, к.п.н., доцента кафедры теории и практики начального образования Олейниковой М.А. и приветственные слова научного руководителя кафедры психологии младшего школьника, профессора, д. психол. н., академика РАО, основателя научной школы системогенеза деятельности и способностей человека Шадрикова В.Д. В своем выступлении К.М. Макарова обозначила новое направление в научно-исследовательской работе студентов и аспирантов и отметила, что бакалавры и магистранты, выполняющие учебно-исследовательские и научно-исследовательские работы на кафедре психологии младшего школьника, связывают тематику своих работ с вопросами развития познавательных способностей младших школьников, а последние три года – и с вопросами психологии понимания как нового аспекта в системоогенезе деятельности и способностей человека.
Были заслушаны доклады по исследовательскому направлению кафедры психологии младшего школьника и актуальным проблемам психологии развития познавательных способностей младших школьников и понимания: методам обучения художественному слову в начальной школе (Колесников В.Н.), способностям к воспитанию младших школьников (Веретенникова Л.К.), раскрытию личностного смысла изучаемого материала на уроках в начальной школе (Абрамова М.Г.), влиянию ценностей на процесс понимания младшего школьника (Волкова М.С.), подходам к определению произвольности по Н.А. Бернштейну, А.А. Смирнову, А.В. Запорожцу (Умхажиева Х.Т.), развитию мотивации младших школьников с использованием ЦОР в процессе учебной деятельности (Родивилова И.О.), Громова К.А., читательской самостоятельности младших школьников и способам ее формирования на уроках литературного чтения (Громова К.А.), устному народному творчеству как средству нравственного воспитания младших школьников во внеурочной деятельности (Селиверстова В.В.), применению игр для снижения агрессивных проявлений у обучающихся 3 класса с ЗПР (Панченко Ю.Е.), библиотеки как центра социального и культурного развития детей младшего школьного возраста (Алексеева Г.А., Бычкова Е.Е., Казберович С.А., Стефашина Е.В.), анализу влияния библиотеки на социализацию младшего школьника (Богоявленская Е. А., Мороз Д.М.,Продан П.И., Прохорова Д.С.).
В конце конференции были подведены ее итоги. Присутствующие на конференции студенты и магистранты обменялись впечатлениями и мнениями о тематике докладов и ответами на их вопросы, отметив актуальность тем, их пользу для практической работы в школе как учителям, ее познавательность, раскрытие новых аспектов проявления и развития познавательных способностей младших школьников, их понимания учебного материала, ее содержательность и научно-практическую направленность. Студентам бакалаврам и магистрантам было очень интересно присутствовать на конференции, они приобрели новые знания и получили опыт публичного выступления с докладами по результатам своих исследований, выполненных под руководством своих научных руководителей – наставников как преподавателей и ученых, укрепили свои знания в данной области.
На конференции присутствовало 32 человека.
Были отмечены лучшие доклады и презентации к ним следующих участников конференции:
Волкова М.С., ассистент и соискатель кафедры психологии младшего школьника, тема доклада «Влияние ценностей на процесс понимания младшего школьника» (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии младшего школьника Макарова К.В.);
Умхажиева Х.Т., аспирант 2 курса по кафедре психологии младшего школьника, тема доклада «Подходы к определению произвольности по Н.А. Бернштейну, А.А. Смирнову, А.В. Запорожцу» (научный руководитель – доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой психологии младшего школьника Макарова К.В.);
Алексеева Г.А., Бычкова Е.Е., Казберович С.А., Стефашина Е.В., студенты 2 курса бакалавриата факультета начального образования, тема доклада «Библиотека как центр социального и культурного развития детей младшего школьного возраста» (научный руководитель – Веретенникова Л.К., д. п. н., профессор кафедры теории и практики начального образования, заслуженный деятель науки);
Богоявленская Е.А., Мороз Д.М., Продан П.И., Прохорова Д.С., студенты 2 курса бакалавриата факультета начального образования, тема доклада «Анализ влияния библиотеки на социализацию младшего школьника» (Научный руководитель – Веретенникова Л.К., д. п. н., профессор кафедры теории и практики начального образования, заслуженный деятель науки).