27 ноября 2025 года состоялся Межвузовский методологический семинар «Музыкальное образование в контексте традиционных духовно- нравственных ценностей российского общества».
Председателем оргкомитета явился директор Института изящных искусств ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет» – профессор Коновалов А.А.
В оргкомитет вошли Анисимов П. В., научный руководитель факультета музыкального искусства; Желтова Т.А., и.о. декана факультета музыкального искусства Института изящных искусств; Осеннева М.С., заведующий кафедрой методологии и технологий педагогики музыкального образования им. Э.Б. Абдуллина; Иофис Б.Р., заведующий кафедрой теории и истории искусств; Асатрян О.Ф., декан факультета педагогического и художественного образования ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический университет им. М. Е. Евсевьева».
Программа методологического семинара предполагала обсуждение ряда вопросов духовно-нравственного воспитания, как процессов музыкального и музыкально-педагогического образования, направленных на развитие внутренних ценностей и моральных ориентиров личности.
В связи с этим направлениями полилога на методологическом семинаре рассматривалась роль музыки в воспитании у подрастающего поколения:
- гражданственности, патриотизма, обусловленных ценностями: любви к России, своему народу, служением Отечеству;
- нравственных чувств и этического сознания, что актуализировало ценности: человеческой жизни, её смысла, добра, милосердия.
Слушательской аудиторией явились студенты и преподаватели Московского педагогического государственного университета, а также Мордовского государственного педагогического университета им. М.Е. Евсевьева.
Вниманию участников методологического семинара были предложены:
- концептуальный доклад Рапацкой Л.А. , доктора п.н., кандидата искусствоведения, Заслуженного работника высшей школы РФ – «Отечественные культурные традиции: духовная очевидность современного музыкально-педагогического образования»;
- выступление российского музыковеда Румянцевой М.А., кандидата искусствоведения, доцента кафедры теории и истории искусств – «Духовно- нравственный потенциал музыкального искусства (на примере оперы М.И. Глинки «Иван Сусанин»)»;
- взгляд на решение рассматриваемой проблемы в отечественной школе Почетного работника общего образования РФ, Почетного работника воспитания и просвещения РФ Сукиасян Р.В., учителя музыки Романовской школы г. Москвы (базовой площадки по педагогической практике ФМИ) и учителя музыки СОШ №24 г. Саранска Лариной Н.П.
Ценно, что в методологическом семинаре принимали участи и молодые начинающие педагоги – выпускница ФМИ МПГУ 2025 года, учитель музыки Морозова В.Н. (тема выступления «Проектная деятельность хорового коллектива как средство формирования патриотизма учащихся подросткового возраста») и студентка ФПиХВ МГПУ им. М.Е. Евсевьева Аткина В.А. (тема выступления – «Воспитание патриотизма у старших дошкольников на музыкальных занятиях средствами квест-технологий»).
Обозначенные в выступлениях подходы к пониманию и становлению духовности и нравственности органично соединили цели, принципы, содержание, формы, методы музыкального и музыкально-педагогического образования по формированию у детей и молодежи духовно-нравственных ценностей российского общества.
Оргкомитет выражает благодарность всем участникам – спикерам, слушателям и модераторам «телемоста» – доценту Шкапа Е.А., заместителю декана Кускову К.А. и ведущему сотруднику учебной части ФМИ Науменко Ю.А.









