Второй день работы XVIII Московского регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», организуемого кафедрой психологической антропологии Института детства, прошел 5 апреля 2025 года в формате секционных докладов. Дошкольники и младшие школьники представили свои доклады в четырех тематических секциях: в «Гуманитарной», в «Физике, математике и технике», «Живой природе», «Неживой природе».
Одной из важных составляющих второго дня работы является регламент обсуждения, выстроенный таким образом, чтобы основные вопросы задавали друг другу сами ребята – на уточнение, на понимание, на развитие исследовательской культуры, вхождение в мир научной дискуссии.
Работа секции «Гуманитарная» в этом году отличалась особой насыщенностью, вниманием детей к исследованиям друг друга. Вопросы не иссекались, юные исследователи помогали друг друга в поисках истины, несмотря на то, что некоторым из них было всего 6 лет. Точность и глубина части детских вопросов поражала взрослых, всех присутствующих на секции – педагогов, родителей, экспертов, а советы ребят друг другу по работе были искренними и в тоже время грамотными, демонстрируя их исследовательский опыт.
Тематика исследований была разной: от привычной для детского познавательного интереса до глубокой современной социальной проблематики. Так, Дудникова Злата (8 лет) изучала маршрут доктора Айболита в стихотворной сказке К. И. Чуковского «Айболит», а Ивашечкина Настя (8 лет) исследовала природу биопластика, Лиза Макарова (9 лет) составила и обосновала дачный этимологический словарь, Лев Николаев (8 лет) продемонстрировал опытную работу, связанную с прочностью цемента, с историей его возникновения. Кого-то из ребят волновали вопросы пространства города, в котором они живут, истории его улиц, видимых и подводных рек, интересных зданий, исторических персонажей. Кирилл Наволоцкий (10 лет) рассказал о скрытых реках Москвы и предложил модель коллектора, Марк Ослоповских (9 лет) разработал маршрут путешествия по сталинским высоткам Москвы, а Маргарита Гукасян (10 лет) спроектировала краеведческую игру, основанную на изображениях достопримечательностей на фантиках и коробках-конфет, исследование Миши Ситницкого (10 лет) было своего рода исторической экскурсией в прошлое и настоящее Москвы.
Увлекли аудиторию сложными темами ребята, изучающие вопросы, связанные с сохранением исторической памяти о Великой Отечественной войне. Так, Максим Жиляков объяснил, почему танк Т-34 называют танком Победы, а Семён Афиногенов (6 лет), будучи дошкольником, обогатил детскую библиотеку, созданной собственными руками книгой о защитниках Отечества.
На секции «Живая природа» хотелось бы особенно отметить работы дошкольников. Среди объектов их исследований были и животные (домашние птицы, всегда любимые детьми червяки и мухи, и даже крошечный геккон), и растения (цветы и яблоки), и даже – что обычно для дошкольников! – динозавры! Слушателей тронуло непосредственное, искреннее и очень заинтересованное отношение ребят к своим подопытным: сметая в пробирку усыпленную муху, которую только что рассматривали с членами жюри в микроскоп, одна из участниц заметила: «Это не просто муха, это еще и очень интересный объект для исследования!» Ребята активно общались с членами жюри, охотно делились результатами собственной деятельности.
Работы детей семи и восьми лет уже имели более практикоориентированный характер: для них было важно понять, как обрабатывать руки, чтобы на них не было микробов, как делать интересные вещи из вторсырья, как помогать братьям нашим меньшим, особенно птицам, и как делать вкусные и полезные десерты.
Самые старшие ребята, 9-10 лет, также затронули много интересных тем: микроорганизмы и насекомые, черви и белки, собаки, кошки, лошади… И даже древние аммониты и другие моллюски. Конечно, и растениям было уделено достаточно внимания: под прицел исследовательских взглядов попали авокадо и фиалки, кактусы и лук, репа и микрозелень… Отрадно, что взгляд ребят отмечает не только загадки, но и красоту живой природы: некоторые работы были посвящены симметрии и тому, как в современной архитектуре используются те или иные находки природы.
В этот раз на Всероссийском конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь!» в городе Сочи Москву будут представлять ребята со следующими интересными темами: Алиса Козлова будет рассказывать о том, какие пищевые предпочтения есть у мухи дрозофилы, Аким Прилипкин покажет, к каким интересным результатам в чашках Петри приводят разные способы мытья рук, Марк Порецкий будет продолжать проверять, есть ли магниторецепция у собак (на примере своего замечательного пса Урташ), а Тимофей Кокунин разберется с проблемой низкого медосбора у пчел своего дедушки.
Юные исследователи секции «Физика, математика и техника» подарили настоящий праздник для любознательных и изобретательных дошкольников и младших школьников и удивили жюри и зрителей своими оригинальными, познавательными и технически насыщенными проектами. Работы охватывали широкий спектр тем: от исследования принципов полёта бумажного самолета до экспериментов с электромагнитными полями, от создания роботов и устройств автоматического полива до разработки настольной игры на базе микроконтроллера «Arduino UNO».
Самые маленькие участники представили собственные технические решения – так, Данила Мельников, Тимофей Соловьев и Михаил Вилкин представили проекты, в которых техническое творчество сочеталось с исследовательским подходом. Представители группы учащихся 8 лет — как Лев Паволоцкий с проектом «Цветобот: Проект для Любителей Природы» — удивили жюри интеграцией биологии и технологий.
Были работы, где за внешней простотой скрывалась глубокая научная суть: например, проект «Круглые квадраты и шарообразные пирамиды» Бориса Мартынова и «Определение собственной частоты колебаний молекулы двухатомного идеального газа» Семёна Нечеухина вызвали оживлённую дискуссию, а проекты «Роботы в нашей жизни» Владислава Викторова и «Сможем ли мы выжить на Марсе?» Михаила Рукавицина, Матвея Гришина и Максима Чиркова порадовали не только оригинальной подачей, но и верой авторов в будущее технологий.
Яркими моментами защиты стали научные диалоги, когда участники не просто рассказывали о своих проектах, но и задавали друг другу вопросы, предлагали гипотезы, спорили, уточняли. Жюри секции строго оценивало каждую работу, обращая внимание на оригинальность идеи, самостоятельность её реализации, научную обоснованность, осмысленность выводов и презентации. Многие проекты были отмечены за творческий подход, активное участие в научной дискуссии и умение применять научные знания в повседневной жизни.
Хочется особо отметить работы, которые вызвали искренний интерес у всех присутствующих: «Свет. Каким он бывает» Максима Владимирова и Максима Берёза, «Генератор Теслы» Максима Жульева, «Электричество в жизни человека» Давида Ткалина и «Исследование полёта бумажного самолётика» Артёма Маханенко .
Что касается секции «Неживая природа», то каждый год юные исследователи совместно со своими наставниками/тьюторами представляют проектные и исследовательские работы, темы которых на данный момент времени вызывают интерес у ребят: это вопросы, связанные с историей Москвы («Палеонтологический музей в Московском метро»), попыткой объяснить назначение и применение в быту знакомых предметов (Как можно получить домашний мармелад?», «Съедобная посуда – один из путей решения экологических проблем», «Выращивание кристаллов в искусственно созданной среде», «Кто сильнее? Узнаем твердость камней», «Колокольный звон: физика звука» и др.) и, конечно, открыть для себя тайны Космоса («Парк покорителей космоса им Юрия Гагарина», «Мир галактик», «Параллельные миры», «Почему Плутон больше не планета?», «Луна и её влияние на Землю» и др.).
Следует отметить, что все больше конкурсных работ предлагается группой исследователей, таких как: Диана Бриль (10 лет), Мария Бердиева (9 лет), Полина Мельникова (9 лет) с темой «Традиции керамики на территориях геопарков «Янган-Тау» Россия, острова Лесбос Греция», представившие сравнительный анализ артефактов, доказывающих родство, общность культур народов, проживавших на данных территориях и исторически имеющие общие корни.
Все конкурсанты, начиная с ребят пяти-шестилетнего возраста, достаточно активно вступали в общение с экспертами, отвечали на вопросы не только членов жюри, но и вступали в оживлённую дискуссию с ребятами, участниками секции, где были достаточно убедительны в доказательстве выдвинутой ими проблемы.
Работы участников регионального конкурса (г. Москва) по секции «Неживая природа», которые вызвали неподдельный интерес у членов жюри были рекомендованы для представления на Всероссийский конкурс исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь» в городе Сочи с темами: «Выращивание кристаллов в искусственно созданной среде» Виктория Галлямова (6 лет), Анна Колмыкова (5 лет), «Вторая жизнь мусора» Варвара Букова (8 лет), «Съедобная посуда – один из путей решения экологических проблем» Кирилл Долженко.
В конце работы каждой из секций вручались дипломы, грамоты всем тем, кто участвовал во втором днем. Особенно символично, что в оформлении части документов о награждении юных исследователей, принимал участие папа преподавателя кафедры психологической антропологии – Сергей Юрьевич Конрад, обладающий прекрасным каллиграфическим почерком.
Итогом второго дня были определены дипломанты первой, второй и третьей степени, а победители Московского регионального этапа Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» получили рекомендации для участия во Всероссийском этапе конкурса, который пройдет в Сочи в конце мая.
Организаторы благодарят всех участников за проявленную любовь к науке, за создание поддерживающей атмосферы, за терпение, за стойкость и готовность делиться своим опытом, временем друг с другом!
Поздравляем победителей, лауреатов и всех-всех-всех причастных – ведь каждый из ребят смог сделать свой первый настоящий шаг в науку!
Текст:
Е.И. Адамян, М.А. Романова, Е.И. Сухова, Е.В. Трифонова
(председатели секций: «Гуманитарная», «Физика, математика и техника»,
«Неживая природа», «Живая природа»)
Е.Б. Колосова
(преподаватель кафедры психологической антропологии
Фото:
В. Товсултанова
(студенческий пресс-центр МПГУ, Центр социально-культурного
Проектирования Дирекции креативных программ)
Л.И. Адамян, Е.И. Адамян, А.С. Обухов
(преподаватели кафедры психологической антропологии)