21 ноября 2025 г. студенты 3 курса факультета начального образования Института детства МПГУ – участники пилотной образовательной программы базового высшего образования «Начальное образование и История» – под руководством доцента кафедры теории и практики начального образования Инны Геннадьевны Рябовой в рамках курса «Теория и методика воспитания младшего школьника» посетили Московский городской дом учителя. Программа включала подготовку проекта «Использование идей выдающегося педагога А.С. Макаренко в проектировании технологии коллективного воспитания», в рамках которого участники выполняли задания в различных локациях музея.
Студенты отметили высокую практическую ценность экскурсии. Они получили множество идей для проектирования новых методов и технологий современной воспитания обучающихся, а также отметили, что посещение такого места вдохновляет на новые педагогические идеи и даёт глубокое понимание важности сохранения образовательного опыта для будущих поколений.
Анна Коданева (группа 304): «Сегодня мы побывали на увлекательной экскурсии в Московском городском доме учителя. Наш проект начался с истории Антона Семёновича Макаренко и его уникальной педагогической системы воспитания, где коллектив и уважение к личности воспитанника играли главную роль. В ходе квеста мы выполняли разнообразные интерактивные задания».
Мария Мельникова (группа 304): «Затем мы познакомились с интересной темой кочевых школ Севера — особой формы обучения и воспитания, созданной для детей коренных народов, которые кочуют вместе с семьями, сохраняя свой традиционный образ жизни. Мы узнали, как такие школы адаптировались к суровым условиям Севера и служили важным связующим звеном между традиционной культурой и системой образования».
Алена Носырева (группа 304): «Далее мы посмотрели зал, посвящённый истории российского образования, который впечатлил разнообразием экспонатов и исторических артефактов. Завершилась экскурсия практическим опытом — мы пробовали писать пером и ручкой, окунувшись в атмосферу прошлых веков. Такой день в музее подарил глубокое понимание развития образования и вдохновение для дальнейшего роста».
Данила Рыжук (группа 304): «Мы побывали в Московском городском доме учителя — настоящем хранилище истории и традиций нашей системы образования. Это путешествие во времени показало, как менялись методы обучения и воспитания, и сквозь призму школьных лет раскрылись интересные факты о развитии педагогики в Москве. Экспозиции музея поражают разнообразием: от старинных учебников и школьной мебели до уникальных фотографий и артефактов, каждый из которых рассказывает свою маленькую историю».
Мария Горелая (группа 304): «Рекомендую всем заинтересованным будущим педагогам и любознательным гостям посетить этот музей, чтобы увидеть, как переплетаются традиции и инновации образования в России».
Кафедра теории и практики начального образования
факультета начального образования Института детства














