Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Научно-методический семинар «Развитие специальных методик обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: исторические подходы и современные направления»

Новости МПГУ

2 марта 2022 г. в Институте детства состоялся научно-методический семинар «Развитие специальных методик обучения детей с ограниченными возможностями здоровья: исторические подходы и современные направления».

В выступлениях участников семинара нашли отражение проблемы научного обоснования и комплексного внедрения специальных методических средств, подходов и приемов.

В семинаре приняли участие представители МПГУ, МЭО, образовательных организаций Москвы. В рамках взаимодействия Института детства и образовательных учреждений столицы рассматривались проблемы методической подготовки педагогических кадров к практической учебно-воспитательной, диагностической и коррекционно-развивающей работе с разными категориями обучающихся с особыми образовательными потребностями. Семинар был посвящен памяти профессора МПГУ Елены Анисимовны Горбуновой (21.05.1927 – 02.03.2021).

Профессор МПГУ Т.В. Шевырева обратилась к истории развития специальной методики в контексте решения основных задач обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрыла исторические предпосылки и особенности становления научной школы «Естествоведческая подготовка обучающихся с умственной отсталостью как направление развития их познавательной деятельности». В докладе Т.В. Шевыревой были представлены и проанализированы методические идеи основателей этой научной школы – профессора, действительного члена АПН СССР Л.В. Занкова и профессора К.П. Ягодовского. Подчеркивалось, что направление исследований, обоснованное данной научной школой, последовательно реализуется на дефектологическом факультете Института детства на протяжении многих десятилетий. Исследования, проводимые в русле подходов этой научной школы, на современном этапе значительно расширяют область научных знаний в части методики обучения и развития лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе профессора МПГУ В.В. Линькова (председателя оргкомитета семинара) получили освещение условия развития специальных методик обучения, основные направления многогранной научно-исследовательской и организационно-методической деятельности Е.А. Горбуновой. Отмечалось значение экстраполяции и целенаправленной реализации методических идей для решения актуальных задач развития системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В докладе ведущего методиста МЭО И.С. Горностаева были раскрыты возможности использования цифровой образовательной среды в образовании лиц с ограниченными возможностями здровья.

В выступлении аспиранта МПГУ Алхури Нуры (Сирия) были определены организационно-методические условия развития речевых способностей обучающихся с нарушением слуха в процессе профориентационной работы.

В сообщении М. В. Кожановой (факультет начального образования Института детства МПГУ) уточнялись методические вопросы проведения уроков развития речи со слабослышащими детьми с учетом подхода А. Г. Зикеева.

В докладе Е.Д. Осиповой (факультет начального образования Института детства МПГУ) были раскрыты особенности разработанной в трудах профессора МПГУ Е.А. Горбуновой методики постановки и организации внеклассного чтения в младших классах школы для глухих детей.

В докладе учителя-дефектолога высшей квалификационной категории Т.И. Васильевой рассматривались вопросы методического обеспечения педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в связи с изменениями организационно-технологических моделей образования, подчеркивался вклад ведущих ученых МПГУ в подготовку педагогических кадров, в развитие отечественной системы образования.

Большой интерес участников семинара вызвали доклады сотрудников ГБОУ «Школа № 1998» г. Москвы. В докладе специалистов службы психолого-педагогического сопровождения – учителя-дефектолога О.А. Беляловой, педагога-психолога Т.В. Дорошенко, учителя-логопеда Е.В. Черниковой – раскрывались методические аспекты комплексной организации и проведения психолого-педагогической диагностики обучающихся на основе взаимодействия специалистов в единой команде. В докладе и. о. руководителя службы психолого-педагогического сопровождения И.А. Каташева (члена оргкомитета семинара) обобщался актуальный опыт проектирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, отмечалась практическая значимость сотрудничества МПГУ и образовательных организаций разных уровней.

Благодарим коллег за интересные и содержательные материалы, за эффективное взаимодействие и творческую презентацию практического опыта педагогической деятельности.

Программа семинара

10 / 03 / 2022

Показать обсуждение