21–22 ноября 2024 года зав. кафедрой философии Института социально-гуманитарного образования Ирина Николаевна Грифцова, доцент Наталья Юрьевна Козлова (дистанционно) и доцент Мария Игоревна Филатова (очно) приняли участие в научном симпозиуме «Наука на границах». Симпозиум явился одним из многих мероприятий, которые традиционно, с 2001 года, организуются в рамках Научно-культурного Форума «Дни философии в Санкт-Петербурге», приуроченного к Всемирному Дню философии. В этом году симпозиум «Наука на границах» был организован Санкт-Петербургским государственным университетом при участии Русского общества истории и философии науки (РОИФН). Научно-культурный Форум «Дни философии в Санкт-Петербурге» – уникальное мероприятие, целью которого является привлечение широкой научной, политической, культурной, конфессиональной аудитории к обсуждению в режиме профессионального диалога комплекса проблем, связанных с местом, ролью и функциями философии, науки и образования в современном мире, в духовной жизни общества и личности.
Темой обсуждения на симпозиуме «Наука на границах» стал достаточно драматичный и проблематичный аспект существования науки – обнаружение науки на границах. Традиционная идентификация предполагает нахождение внутри границ и, соответственно, противопоставление всему тому, что находится за их рамками. Трансформация образа науки в исследовательских практиках социологов, историков, философов делает науку разобщенным, многообразным, прерывистым образованием. Невозможность сводить многообразие научных образов к единству заставляет видеть науку как то, что выстраивает себя на пересечении внутренних и внешних границ. Так, наука обнаруживает себя на пересечении научных дисциплин, где объект научного исследования видится как пограничный объект. Также наука обнаруживает себя в исторической традиции на переходе от того, что было донаучным к тому, что становится сейчас. Наука обнаруживает себя на переходе между тем, что кажется собственно научным и тем, что кажется не имеющим к науке отношения. В этом смысле бытие науки на границах свидетельствует о ее способности к дерзости идентифицировать себя не как замкнутую область, а как то, что способно проявлять себя на переходе. Такая наука оказывается способна не только к специфически научному развитию, но и к решению очень значимых общественных проблем, требующих от нее умения вести диалог, а соответственно, выходить за рамки достаточно строгой, определенной идентичности. В этом смысле тема симпозиума оказывается очень актуальной.