Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

20 ноября – Всемирный день олигофренопедагогики

Новости МПГУ

Праздник этот молодой, однако отечественная научно-педагогическая школа в сфере помощи людям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их обучения и воспитания прошла долгий и интересный путь более чем в 140 лет.

Система воспитания и обучения детей с психическими заболеваниями начала активно формироваться в нашей стране с конца XIX века. До этого в России вели работу единичные учреждения для слабоумных и аномальных (терминология тех лет) детей в Риге и Санкт-Петербурге. В 1882 году И.В. Маляревский открыл одно из первых в стране медико-педагогическое заведение для умственно отсталых детей, воспитание в котором было ориентировано на развитие трудовых навыков для последующей самостоятельной жизни в обществе. В начале XX века в Москве М.П. Постовская открывает вспомогательные классы при женском начальном училище, в 1915 году в Санкт-Петербурге начинает работать специализированная школа под руководством А.Н. Граборова. Большой вклад в развитие олигофренопедагогики внесли и врачи-психиатры В.И. Яковенко, И.Г. Игнатьева, П.И. Ковалевский.

После 1917 года под влиянием идей Л.С. Выготского и его психологической школы в научно-педагогическую практику вводится термин «умственно отсталый ребенок», который наиболее полно отвечал взглядам отечественных дефектологов на природу и сущность интеллектуального развития аномального ребенка. Огромный вклад в разработку проблем изучения, образования и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями внесли Д.А. Азбукин и Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, А.Р. Лурия, Т.А. Власова, Ж.И. Шиф, А.А. Дмитриева, И.Г. Ерёменко и другие.

В настоящее время границы предмета олигофренопедагогики значительно расширились. Учитывается разнообразие этиологии, степени поражения центральной нервной системы, нарушений познавательной деятельности.

Учителя-олигофренопедагоги работают в сфере специального и инклюзивного образования, детских образовательных учреждениях и развивающих центрах, в организациях социальной сферы, оказывают поддержку и осуществляют сопровождение детей и взрослых с умственной отсталостью.

Широко известная сегодня среди специалистов дефектологическая школа кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии дефектологического факультета МПГУ, исследующая возможности организации и оптимизации специального обучения, его содержания и технологий осуществления в условиях обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями, изучающая влияние совокупности знаний медицины и биологии на развитие человека, берет свое начало в 1925 году, когда на дефектологическом факультете 2-го МГУ началась подготовка специалистов – олигофренопедагогов. Она отражает последовательную и целенаправленную деятельность по формированию современных научных направлений работы кафедры, заложенных благодаря стараниям заведующих кафедрой: Дмитрия Ивановича Азбукина, Алексея Николаевича Граборова, Леонида Владимировича Занкова, Ханания Самсоновича Замского, Маргариты Николаевны Перовой, Бориса Пантелеймоновича Пузанова, Леопольда Федоровича Гаврилова, Татьяны Моллаевны Уманской.

Сегодня на кафедре осуществляется профильная подготовка учителей-олигофренопедагогов, ориентированная на формирование у студентов представлений о сущности, содержании и методических аспектах процессов обучения и воспитания людей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психологических основ; способности осуществлять коррекционно-образовательный процесс детей и взрослых с умственной отсталостью на основе специальных педагогических и воспитательных технологий.

Поздравляем с этим праздником всех тех, чья сфера профессиональной деятельности связана с помощью людям с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вы расширяете границы возможностей таких людей, раз за разом доказывая, что нет ничего невозможного, что целеустремленность и профессионализм способны творить настоящие чудеса!

К празднику студенты и преподаватели кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии подготовили ряд просветительских мероприятий, о которых расскажем в следующих публикациях.

Преподаватели и студенты кафедры олигофренопедагогики

и клинических основ дефектологии дефектологического  факультета

Института детства

 

20 / 11 / 2023

Показать обсуждение