Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Ноябрьская встреча Межрегионального герменевтического клуба

Новости МПГУ

21 ноября 2025 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Н.Б. Ковалевой состоялась традиционная встреча Межрегионального герменевтического клуба МПГУ. В событии приняли участие студенты 3 и 4 курса кафедры, а также представители актива клуба из Москвы, Санкт-Петербурга и Иркутска.

В качестве образца был выбран гениальный фильм Фредерико Феллини «Репетиция оркестра» (1978), не потерявший свою актуальность и вызывающий споры и по сей день. Особенностью фильма, который в основной своей части выдержан в форме интервью, является психологическая характеристика большинства персонажей. Она раскрывается в их образных рассказах о музыкальных инструментах, что позволяет использовать   фильм-притчу в качестве материала для подготовки тренинговых и консультационных занятий. Для большинства студентов фильм оказался непривычным и сложным, однако в результате удалось проникнуться его парадоксальной красотой и распознать в киношедевре зеркало, в котором, по словам одной из участниц, «с ужасом и очарованием узнаёт себя вся современная цивилизация». Впрочем.

Анастасия Великова, студентка 4 курса: «”Репетиция оркестра” — один из тех фильмов, которые не смотришь, а слушаешь и ощущаешь. Очень необычно было увидеть в творении Феллини оркестр, как модель общества. Каждый музыкант — это тип личности, социальная роль, политическая сила. Их взаимодействие, споры, попытки играть вместе — это идеальная метафора для любой человеческой общности: от семьи до целого государства. Мне кажется, в этом и заключается главная сила фильма: он не навязывает единственно верный ответ, а показывает, как хрупок и сложен любой коллектив, балансирующий на грани гармонии и распада. После просмотра в голове остается рой вопросов, главный из которых: а есть ли тот маэстро, который сможет дирижировать этим хаосом? Феллини, кажется, пессимистичен, в ответе на этот вопрос. Когда начинается бунт и оркестр превращается в сборище дикарей, становится страшно от узнаваемости этого процесса. Это же происходит с любым обществом, когда каждый начинает тянуть одеяло на себя. Могу отметить самого запоминающегося персонажа фильма — девушку-флейтистку. Тут вспоминается другая девушка, девушка ищущая защиты у каменной статуи Ангела со сломанным крылом. В мире, где рушатся стены и люди превращаются в зверей, только обращение к чему-то чистому, иррациональному и прекрасному может дать шанс на возрождение. На мой взгляд этот фильм полон не только глубокого смысла, но и может стать хорошей почвой для написания различных психологических кейсов. Полезно было бы как для преподавателей, так и для студентов».

Настя Брагина, студентка 4 курса: «Мне удалось окунуться в мир герменевтического подхода. Наша встреча началась с тренингового упражнения от студентки 4 курса кафедры психологической антропологии Майи Еремеевой, затем уже Наталья Борисовна провела несколько тренинговых методик на сонастройку группы. Когда группа студентов была готова, к занятию подключились участники герменевтического клуба из разных уголков России. По ходу фильма Феллини велось бурное обсуждение, у каждого из участников была возможность высказаться, а Н.Б. Ковалева направляла участников встречи и задавала уточняющие вопросы. В конце обсуждения каждый огласил свой вопрос, который остался на душе после просмотра фильма, для меня центральным оказался вопрос: “Как не потерять себя, свой талант в неблагоприятной среде?”.  Я впервые участвовала в герменевтическом тренинге, для меня это был новый и запоминающийся опыт. Я с большим восторгом и интересом слушала высказывания участников о кинокартине. Было важно, что мнение каждого учитывается, что все варианты готовы были выслушать. Эта встреча останется в моей памяти теплым и ярким воспоминанием».

Татьяна Рузина, студентка 4 курса: «Я начинала смотреть фильм “Репетиция оркестра” с легким любопытством. Феллини — это всегда событие, и я ожидала увидеть закулисную драму, возможно, немного ироничную, но живую и полную музыки. Первые кадры, музыканты, собирающиеся в старинной аудитории, их разговоры, шутки — всё это создавало ощущение спокойной, предсказуемой реальности. Однако по мере того, как дирижер начинает репетицию, а затем ситуация выходит из-под контроля, мое состояние сменилось на тревожное. Фильм превратился из зарисовки о буднях оркестра в мощную, мрачную притчу. К финалу, когда музыканты, послушные дирижеру-тирану, играют среди руин, я испытала странную смесь чувств — это была и подавленность, и какая-то горькая надежда.  Мне кажется, Феллини хотел показать хрупкость порядка и культуры перед лицом хаоса, будь то хаос внутренний, человеческий, или внешний, общественный. Оркестр — это идеальная метафора общества: множество разных личностей и голосов, которые могут создать гармонию, но также легко могут скатиться в анархию и разрушение. И главный вопрос, который он оставляет зрителю: что остается, когда рушится всё, что мы считали незыблемым? Остается только музыка — вечная, строгая и всепобеждающая. Этот фильм заставляет думать и долго не отпускает».

Евгения Федотова, член актива герменевтического клуба, искусствовед (Москва): «Спасибо за такой душевный диалог, за любовь к искусству, за расширение горизонта. За возможность посмотреть на музыку как на средство, превращающее «кровь в вино» и возвышающее над пучиной будней. За вопросы, которые заставляют мыслить шире экрана телефона!»

Кирилл Бушев, член актива герменевтического клуба (Санкт-Петербург): «Фильм “Репетиция оркестра”, после общего просмотра и обсуждения, показался кладезем примеров того, как слепо и наивно каждый человек может относиться к своей жизни и своему диалогу с судьбой. С первых кадров музыканты кажутся запертыми среди стен Платоновой пещеры и всячески изгаляются над тем самым “куском дерева или металла”, который даёт им тень возможности соприкоснуться с вечным. Избегая “рабства” и диктата, люди ведут себя как рабы. Музыканты защищаются от музыки и до последнего остаются в пещере. Недостижимая гармония стала их злым роком, идолом, жаждущим их крови, которого они любят и ненавидят. Их мир очерчен стенами священного кладбища, которые они марают. И даже breaking ball не способен вывести их из египетского плена. Шар они воспринимают как небесную кару, которой страшатся, а не как кричащую о себе возможность покинуть пещеру. В конце концов, после винного угара, проливается кровь, но одно так и не превращается в другое.  Потерянные ценности, смыслы, отчуждение от настоящего творчества – не дают вырваться из кризиса, мимолетное усилие не позволяет вернуть себе профессионализм. Остается вопрос: возможно ли и если да, то как?»

Кафедра психологической антропологии Института детства

24 / 11 / 2025

Показать обсуждение