21 ноября 2025 г. под руководством доцента кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Н.Б. Ковалевой состоялась традиционная встреча Межрегионального герменевтического клуба МПГУ. В событии приняли участие студенты 3 и 4 курса кафедры, а также представители актива клуба из Москвы, Санкт-Петербурга и Иркутска.
В качестве образца был выбран гениальный фильм Фредерико Феллини «Репетиция оркестра» (1978), не потерявший свою актуальность и вызывающий споры и по сей день. Особенностью фильма, который в основной своей части выдержан в форме интервью, является психологическая характеристика большинства персонажей. Она раскрывается в их образных рассказах о музыкальных инструментах, что позволяет использовать фильм-притчу в качестве материала для подготовки тренинговых и консультационных занятий. Для большинства студентов фильм оказался непривычным и сложным, однако в результате удалось проникнуться его парадоксальной красотой и распознать в киношедевре зеркало, в котором, по словам одной из участниц, «с ужасом и очарованием узнаёт себя вся современная цивилизация». Впрочем.
Анастасия Великова, студентка 4 курса: «”Репетиция оркестра” — один из тех фильмов, которые не смотришь, а слушаешь и ощущаешь. Очень необычно было увидеть в творении Феллини оркестр, как модель общества. Каждый музыкант — это тип личности, социальная роль, политическая сила. Их взаимодействие, споры, попытки играть вместе — это идеальная метафора для любой человеческой общности: от семьи до целого государства. Мне кажется, в этом и заключается главная сила фильма: он не навязывает единственно верный ответ, а показывает, как хрупок и сложен любой коллектив, балансирующий на грани гармонии и распада. После просмотра в голове остается рой вопросов, главный из которых: а есть ли тот маэстро, который сможет дирижировать этим хаосом? Феллини, кажется, пессимистичен, в ответе на этот вопрос. Когда начинается бунт и оркестр превращается в сборище дикарей, становится страшно от узнаваемости этого процесса. Это же происходит с любым обществом, когда каждый начинает тянуть одеяло на себя. Могу отметить самого запоминающегося персонажа фильма — девушку-флейтистку. Тут вспоминается другая девушка, девушка ищущая защиты у каменной статуи Ангела со сломанным крылом. В мире, где рушатся стены и люди превращаются в зверей, только обращение к чему-то чистому, иррациональному и прекрасному может дать шанс на возрождение. На мой взгляд этот фильм полон не только глубокого смысла, но и может стать хорошей почвой для написания различных психологических кейсов. Полезно было бы как для преподавателей, так и для студентов».
Настя Брагина, студентка 4 курса: «Мне удалось окунуться в мир герменевтического подхода. Наша встреча началась с тренингового упражнения от студентки 4 курса кафедры психологической антропологии Майи Еремеевой, затем уже Наталья Борисовна провела несколько тренинговых методик на сонастройку группы. Когда группа студентов была готова, к занятию подключились участники герменевтического клуба из разных уголков России. По ходу фильма Феллини велось бурное обсуждение, у каждого из участников была возможность высказаться, а Н.Б. Ковалева направляла участников встречи и задавала уточняющие вопросы. В конце обсуждения каждый огласил свой вопрос, который остался на душе после просмотра фильма, для меня центральным оказался вопрос: “Как не потерять себя, свой талант в неблагоприятной среде?”. Я впервые участвовала в герменевтическом тренинге, для меня это был новый и запоминающийся опыт. Я с большим восторгом и интересом слушала высказывания участников о кинокартине. Было важно, что мнение каждого учитывается, что все варианты готовы были выслушать. Эта встреча останется в моей памяти теплым и ярким воспоминанием».
Татьяна Рузина, студентка 4 курса: «Я начинала смотреть фильм “Репетиция оркестра” с легким любопытством. Феллини — это всегда событие, и я ожидала увидеть закулисную драму, возможно, немного ироничную, но живую и полную музыки. Первые кадры, музыканты, собирающиеся в старинной аудитории, их разговоры, шутки — всё это создавало ощущение спокойной, предсказуемой реальности. Однако по мере того, как дирижер начинает репетицию, а затем ситуация выходит из-под контроля, мое состояние сменилось на тревожное. Фильм превратился из зарисовки о буднях оркестра в мощную, мрачную притчу. К финалу, когда музыканты, послушные дирижеру-тирану, играют среди руин, я испытала странную смесь чувств — это была и подавленность, и какая-то горькая надежда. Мне кажется, Феллини хотел показать хрупкость порядка и культуры перед лицом хаоса, будь то хаос внутренний, человеческий, или внешний, общественный. Оркестр — это идеальная метафора общества: множество разных личностей и голосов, которые могут создать гармонию, но также легко могут скатиться в анархию и разрушение. И главный вопрос, который он оставляет зрителю: что остается, когда рушится всё, что мы считали незыблемым? Остается только музыка — вечная, строгая и всепобеждающая. Этот фильм заставляет думать и долго не отпускает».
Евгения Федотова, член актива герменевтического клуба, искусствовед (Москва): «Спасибо за такой душевный диалог, за любовь к искусству, за расширение горизонта. За возможность посмотреть на музыку как на средство, превращающее «кровь в вино» и возвышающее над пучиной будней. За вопросы, которые заставляют мыслить шире экрана телефона!»
Кирилл Бушев, член актива герменевтического клуба (Санкт-Петербург): «Фильм “Репетиция оркестра”, после общего просмотра и обсуждения, показался кладезем примеров того, как слепо и наивно каждый человек может относиться к своей жизни и своему диалогу с судьбой. С первых кадров музыканты кажутся запертыми среди стен Платоновой пещеры и всячески изгаляются над тем самым “куском дерева или металла”, который даёт им тень возможности соприкоснуться с вечным. Избегая “рабства” и диктата, люди ведут себя как рабы. Музыканты защищаются от музыки и до последнего остаются в пещере. Недостижимая гармония стала их злым роком, идолом, жаждущим их крови, которого они любят и ненавидят. Их мир очерчен стенами священного кладбища, которые они марают. И даже breaking ball не способен вывести их из египетского плена. Шар они воспринимают как небесную кару, которой страшатся, а не как кричащую о себе возможность покинуть пещеру. В конце концов, после винного угара, проливается кровь, но одно так и не превращается в другое. Потерянные ценности, смыслы, отчуждение от настоящего творчества – не дают вырваться из кризиса, мимолетное усилие не позволяет вернуть себе профессионализм. Остается вопрос: возможно ли и если да, то как?»
Кафедра психологической антропологии Института детства








