27 июня 2025 г. доцентом кафедры психологической антропологии Института детства МПГУ Н.Б. Ковалевой по просьбе участников Межрегионального Герменевтического клуба и слушателей курсов переподготовки Института детства была организована встреча – обсуждение мультфильма М. Алдашина по сюжету татской сказки «Бессмертный» из мультсериала «Гора самоцветов». Основной задачей был поиск средств для обсуждения с детьми и подростками тем смерти, жизни, дружбы, любви на основе медиагерменевтики – авторской рефлексивно-позиционной технологии руководителя клуба Н.Б. Ковалевой. В частности, иллюстрировались приемы встречного понимания, использования метафорических карт, актуализации интертекстуальных и гипертекстовых связей, парадоксальных вопросов и вслушивания в текст кинопроизведения. Встреча проходила в атмосфере взаимопонимания и сотрудничества.
Татьяна Флоровская, слушатель курсов переподготовки Института детства МПГУ, арт-педагог: «Благодарю Наталью Борисовну за очередную очень насыщенную смыслами встречу, посвященную мультфильму М. Алдашина “Бессмертный”. Мощная со-настройка от ведущего позволила открыться для восприятия глубинных смыслов мультфильма. Очень яркой вырисовывается мысль о том, насколько иллюзорно счастье, построенное на гедонизме. Стремление к потребительству уводит от настоящего, подлинного счастья, реализации себя в жизни – в настоящих отношениях, в дружбе, в любви. Показано два вида бессмертия. Первое бессмертие, к которому стремился герой и в котором он получал все чего только ни пожелал бы, оказалось ложным: сном, дурманом. За освобождение от дурмана (теряя яблоки забвения) герой платит высокую цену — он начинает стареть, так и не пожив по-настоящему. Но старея, обретает все те смыслы, от которых бежал в начале, будучи не в состоянии справиться с горем утраты. В конце своего пути герой смиряется с тем, что утратил все и после минуты отчаяния обращается в Богу. И только оказавшись в Вечности (второй вид бессмертия в мультфильме) среди давно умерших близких, которые давно его ждали, он встретил подлинную любовь и успокоение. Ярким “персонажем” для меня стало солнце, которое на протяжении всего мультфильма всходило и заходило, указывая на завершение очередного дня: у всего есть свое начало и свой конец!»
Екатерина Ломовцева, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Встреча 27 июня оказалась для меня познавательной и запоминающейся. Очень понравилась со-настройка от Н.Б. Ковалевой про шар и лист в небе. Плодотворным оказалась возможность осмысления понятия “бессмертие” в начале и в конце встречи с помощью метафорических карточек. Это позволило воочию увидеть приращения в понимании и по-новому взглянуть на смысл кинофильма. При разборе мультфильма “Бессмертный” появилось много вопросов, которые оставили пищу для размышлений: почему главный герой просит прощения у близких? Почему он все же решил вернуться? Вопросы, на которые важно отвечать себе и при работе с детьми!»
Екатерина Цыгулева, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Под конец рабочей недели, в прекрасный вечер в пятницы нам удалось обсудить интересный образец. Это мультфильм “Бессмертный”, он помогает ответить себе на вопросы, связанные с такой табуированной темой, как смерть. Я очень люблю данные встречи, ведь появляется возможность высказать свое мнение, поговорить с другими, а также взять для себя массу полезного для профессиональной деятельности. Благодарю за такую возможность!»
Анастасия Мирошниченко, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Встреча, посвящённая мультфильму “Бессмертный”, оставила после себя массу впечатлений и поводов для размышлений. Обсуждение под мастерским моделированием Натальи Борисовны, было оживлённым и плодотворным. Мы коснулись множества аспектов мультфильма: от визуального стиля и символов предметов, до философских и психологических подтекстов. Каждый участник делился своими интерпретациями. Интересно было подбирать под разные идеи и образы метафорические карточки Диксит. Эта встреча помогла лучше понять и оценить мультфильм “Бессмертный”, а также заставила задуматься о вечных вопросах бытия. Надеюсь, такие встречи будут проводиться и в будущем, посвящённые не менее интересным и значимым произведениям!»
Александра Пичугина, студентка 4 курса бакалавриата кафедры психологической антропологии: «Сегодня мы посмотрели мультфильм-сказку “Бессмертный”. Этот мультфильм входит в проект “Гора самоцветов”, в котором собраны лучшие анимационные произведения для детей. Вопросы Натальи Борисовна помогали глубже погрузиться в ткань текста, насыщенную образами, отследить то, как они разворачиваются в процессе повествования. Остались и вопросы, например, что символизирует яблоко. Данное произведение затрагивает такие важные проблемы, как осознание ценности жизни и неизбежности смерти, темы дружбы, горя и потери, обретения веры. Также мне очень понравился прием “встречного понимания”, предложенный ведущим: попытка спроектировать дальнейшие действия героя помогла ярче увидеть режиссерские находки и по-новому осмыслить произведение. Ждем следующих встреч – спасибо!»
Кафедра психологической антропологии Института детства