В Институте социально-гуманитарного образования с 2024-2025 уч. года реализуются образовательные программы в рамках пилотного проекта МПГУ по следующим направлениям подготовки:
– 44.03.01 Педагогическое образование, специальность: История и Воспитательная работа;
– 44.03.01 Педагогическое образование, специальность: Обществознание и Дополнительное образование (Культурно-досуговая деятельность)
– 44.03.01 Педагогическое образование, специальность: Право и Иностранный язык (английский)
– 44.04.01. Педагогическое образование, направленность: Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании
Первокурсники трех образовательных программ уже в этом году проходили практику на базе организаций различного профиля.
Обучающиеся программы базового высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», специальность «История и Воспитательная работа» в весеннем семестре проходят свою первую педагогическую ознакомительную практику в разных школах города Москвы. В ходе практики, обучающиеся осваивают методику проведения уроков и навыки использования цифровых ресурсов, в их числе – сервисы для создания интерактивных уроков, электронные доски и онлайн-платформы для учителей. Еще одним интересным заданием для обучающихся стало формирование, под руководством учителей-наставников, сценариев внеклассных мероприятий и их последующее проведение. Также обучающиеся участвовали в проверке контрольных и самостоятельных работ по истории. Выполнение данных практических мероприятий обучающимися углубляет их теоретические знания и помогает освоить первые практические навыки в выбранной профессии.
Первокурсники Института специальности «История и Воспитательная работа» – были активными участниками выездных учебно-научных и просветительских мероприятий. За несколько месяцев обучения в МПГУ они уже стали участниками «Исторического диктанта» и конференции «Историческое просвещение в России: опыт и перспективы». Первокурсница Екатерина Дорофеева самостоятельно подготовила и провела просветительскую лекцию-викторину на тему: «Кулинарное наследие народов России в Москве» в ГБОУ г. Москвы «Школа №1541» для учащихся 5-х и 6-х классов в рамках совместного проекта МПГУ и столичного Департамента образования и науки «Москва многоликая и разноязычная». В рамках практической подготовки обучающимся также были проведены выездные занятия на различных культурных площадках города Москвы, таких как: Новодевичий ставропигиальный женский монастырь, Донской ставропигиальный монастырь и расположенный на его территории дворянский некрополь. В ходе практических занятий по дисциплине «Источниковедение» студенты собирали фотоматериал о храмах, скульптурных изображениях и эпитафиях на памятниках, а позже готовили их описания с опорой на научные источники.
Обучающиеся программы базового высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», специальность «Обществознание и дополнительное образование (культурно-досуговая деятельность)» проходили практику на базе на пяти площадок в соответствии с заключенными соглашениями между МПГУ и образовательными организациями Москвы:
– Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2123 имени Мигеля Эрнандеса»,
– Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1694 „Ясенево“ имени П.М. Фитина»,
– Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1253»,
– Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2200»,
– Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 814».
Практика ставила перед студентами важные задачи, а именно, глубокое погружение в структуру и особенности конкретной образовательной организации; детальное изучение правовых норм и стандартов, определяющих повседневную работу учителя; освоение специфики планирования и реализации образовательного процесса, включая использование цифровых инструментов и методов электронного обучения; знакомство с учебно-методическими материалами и образовательными программами, применяемыми в учреждении; а также исследование и овладение современными технологиями дистанционного обучения.
В школах обучающиеся получили возможность детально ознакомиться с действующими учебно-тематическими планами и рабочими программами школ, оценить уровень сложности материала и подходы к формированию педагогических целей. Этот опыт позволил студентам увидеть связь теории и практики, осмыслить собственные представления о профессии педагога и подготовиться к самостоятельному проектированию урока.
В течение всего периода практики, обучающиеся активно участвовали в мероприятиях, направленных на приобретение профессиональных компетенций. Они посещали уроки, знакомились с методикой организации учебного процесса, вели наблюдение за работой учителей и фиксировали свои впечатления и выводы в специальных дневниках. Помимо этого, обучающиеся приняли активное участие в организации внеурочной деятельности школьников, проводили тематические мероприятия («Разговоры о важном», классные часы), организовывали праздники и мероприятия, посвящённые празднованию 80-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также помогали детям проводить активный досуг на перемене, устраивая спортивные разминки, танцы и другие развлекательные активности.
Практическая подготовка в рамках реализации дисциплины «Основы культурно-досуговой деятельности» включала встречу со специалистом-практиком, начальником отдела культурно-досуговой деятельности Государственного центра народного творчества Красноярского края С.Э. Корнейчук, а также мероприятие «квартирник «Бабушкин сундучок». Направление современных концепций художественного воспитания представляло собой встречи со специалистом-практиком, старшим научным сотрудником ГБУК г. Москвы «Галерея Ильи Глазунова», кандидатом искусствоведения Н.В. Московской. Учебную дисциплину «Основы российской государственности» обучающиеся изучали путем проведения части учебных занятий в Музее современной истории России в рамках совместного проекта Московского педагогического государственного университета и музея.
Практическая подготовка у обучающихся программы специализированного высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование», направленность «Креативная деятельность и социокультурное проектирование в образовании» характеризовалась разнообразием ее содержания и форматов, гармонично сочетавших теоретическое образование и прикладные навыки.
Учебная практика (научно-исследовательская работа) позволила учащимся приобрести первые навыки самостоятельной работы над проектами и исследованиями. Учебная практика (проектно-технологическая практика) направлена на получение опыта научно-исследовательской деятельности непосредственно в реальных условиях работы образовательных организаций.
Отдельного внимания заслуживает реализация крупного совместного российско-белорусского проекта «Россия и Беларусь: полёт души и сердца», прошедшего в марте-апреле 2025 года. Организаторы поставили амбициозную задачу укрепить дружбу между народами двух государств посредством культурных инициатив. Центр события занял Международный круглый стол, собравший экспертов из обеих стран, чьи выступления были направлены на сохранение национальных традиций и воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и уважения друг к другу.
Участники конкурса детского рисунка «От сердца к сердцу» показали высокий творческий потенциал и эмоциональную вовлеченность в темы исторического наследия и единства славянских народов. Подобные инициативы способствуют профессиональному росту будущих преподавателей и помогают формировать глубокую привязанность молодых россиян и белорусов к общечеловеческим ценностям.
Параллельно проводились разнообразные формы практических занятий, расширяющие кругозор обучающихся и формирующие профессиональные умения. Среди наиболее интересных и полезных мероприятий выделялись встречи со специалистами-практиками и участие в культурных событиях столицы. Например, выездное занятие в Библиотеку № 19 им. Ф.М. Достоевского дало возможность послушать выступление Ю.В. Голубевой, главного библиотекаря, посвятившего свою лекцию роли библиотеки в формировании городской социокультурной среды. Этот опыт показал, насколько значима современная библиотека для жителей большого города и какую важную миссию она несет обществу.
Другой примечательной частью учебы стало посещение художественных музеев. Особенно впечатляющим оказался визит в Музей русского импрессионизма, где обучающиеся узнали о современных возможностях музеефикации и влиянии музеев на художественно-культурное пространство страны. Руководители проектов, специалисты и сотрудники музеев поделились секретами своего мастерства, раскрыли механизмы привлечения аудитории и повышения качества выставочной деятельности.
Обучающиеся всех пилотных образовательных программ стали активными участниками мероприятий в рамках проведения III Всероссийского образовательного форума «Государственная ценностная политика в системе образования».
Все виды практических мероприятий, участниками которых стали обучающиеся пилотных программам Института социально-гуманитарного образования в 2024-2025 уч. году, были направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, способных решать актуальные задачи современной системы образования.