Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ГОД СЕМЬИ

Заседание секции кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии «Актуальные вопросы образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)»

Новости МПГУ

20 марта 2023 г. в рамках Весенней научной сессии состоялось заседание секции кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии дефектологического факультета Института детства «Актуальные вопросы образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС)».

В нескольких аудиториях и онлайн в работе секции участвовали преподаватели, аспиранты и студенты 2-3-4 курсов, обучающиеся по направлению «Олигофренопедагогика».

Были заслушаны доклады, связанные с проводимыми научными исследованиями в Институте детства МПГУ в рамках государственных заданий «Научно-методические основы системы воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью» и «Научно-методическое обоснование и разработка новых профильных программ подготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и содержанием реализуемых кафедрой образовательной программы бакалавриата и дополнительной программы профессиональной переподготовки «Образование и психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с РАС».

Заседание секции также было направлено на привлечение внимания общества и обсуждению проблем аутизм ко Всемирному дню распространения информации о проблеме аутизма, который проводится 2 апреля.

Вектор выступлениям задала председатель секции Т.С. Никандрова, которая напомнила отметила ценность подобных научных мероприятий и пожелала всем успехов и продуктивных встреч в дальнейшем.

Последующие доклады распределились на две группы.

В первую группу вошли сообщения, посвященные модернизации высшего дефектологического образования.

Т.С. Никандрова, к.пед.н. профессор сообщила об итогах работ по государственным заданиям и о дальнейших возможных направлениях исследований в рамках темы «Научно-методическое обоснование единых подходов к структуре и содержанию образовательных программ подготовки педагогов-дефектологов» на последующие годы.

Т.Г. Исаева, к.пед.н., доцент кафедры в своем докладе «О программе профессиональной переподготовки «Психолого-педагогическое сопровождение и образование обучающихся с РАС» обратила внимание на то, что при построении программы профессиональной переподготовки необходимо учитывать теоретико-методологические основы отечественной дефектологической школы в сочетании с доказательными практиками развивающих и директивных подходов. Такое построение программы будет способствовать широкому восприятию контекста данной проблематики, формированию гибких компетенций при выборе и обосновании вмешательства в каждом конкретном случае в работе с ребенком с аутизмом.

О значении медико-биологических дисциплин при подготовке дефектологов для сопровождения обучающихся с РАС рассказали в совместном докладе Т.М. Уманская, к.мед.н., профессор кафедры; Н.А. Красноперова, к.мед.н., профессор кафедры; С.В. Воробьев, к.мед.н., доцент кафедры; О.А. Башмаков, к.мед.н., доцент кафедры. В докладе авторами был сделан вывод о том, что знание морфофункциональных особенностей организма детей в норме и патологии, этиологии и структуры дефекта, функциональных возможностей организма ребенка являются важнейшей базой для индивидуального подхода в процессе обучения и воспитания детей с РАС.

Вторую группу составили доклады, посвященные проблемам образования и развития обучающихся с РАС: требованиям к организации образования; сопровождению образования детей с РАС в предметных областях и психолого-педагогическому сопровождению; преодолению поведенческих нарушений у детей с расстройствами аутистического спектра.

М.Т. Холод, к.псих.н., доцент кафедры сделала доклад на тему «Траектории взаимодействия нейропсихологии и дефектологии в сопровождении обучающихся с РАС». Марина Тагировна представила основные линии взаимодействия луриевской нейропсихологической школы с дефектологией. С позиций современного нейробиологического подхода исследователь обсудила проблемы аутизма, выделяя ключевые биологические и психологические механизмы, приводящие к данному расстройству.

Проблемы социализации, профориентации и обучения посильным профессиональным навыкам лиц с РАС раскрыла в своем сообщении В.В. Ткачева, д.псих.н., профессор кафедры. Интеграция в социум, выбор профессии и обучение посильным профессиональным навыкам лиц с РАС – комплекс сложнейших проблем, которые остро стоят перед отечественной дефектологической наукой и практикой. Ученый отметила, что при выраженной степени РАС необходимы: обучение по специальной программе, а в старших классах профориентационная работа, обеспечивающая выбор посильной профессии. Этот процесс требует специальной подготовки дефектологов для психолого-педагогического сопровождения обучающихся с РАС.

К.пед.н., доцент кафедры О.В. Дружиловская осветила проблемы  торможения поведения как естественнонаучного понятия. Рассказала о тренировке торможения поведения в учебно-воспитательном процессе инклюзивного образования обучающихся с РАС, привела многочисленные примеры. В рамках научной концепции Г.И. Шульгиной Ольга Викторовна предположила, что дефицит внутреннего торможения у обучающихся с РАС можно скомпенсировать путем тренировки торможения поведения в процессе обучения. Для этого необходимо создать специальные условия для «обучения торможению», что позволит повысить эффективность обучения детей с РАС.

И.В. Евтушенко, д.пед.н., профессор выступил с докладом «Современное содержание музыкального воспитания обучающихся с РАС». Илья Владимирович рассказал о принципах при определении содержания музыкального воспитания обучающихся с РАС, обратил внимание на основу содержания музыкального воспитания обучающихся с РАС.

Вопросам естествоведческой подготовки обучающихся с РАС уделили внимание Т.В. Шевырева, к.пед.н., профессор кафедры и Е.Н. Соломина, к.пед.н., профессор кафедры.

В докладе авторов обосновывается идея о том, что знания в предметной области «Естествознание» необходимы обучающимся с РАС. Средствами этих школьных предметов можно корригировать и развивать у школьников разные виды мышления, речь, практическую деятельность, формировать мировоззрение и личность в целом. Рассматривалось содержание ФАООП образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра с умственной отсталостью (с 5 по 9 и с 10 по 12 классы).

В совместном докладе А.В. Сизовой, к.пед.н., профессора кафедры и Е.С. Тушевой, к.пед.н., доцента кафедры «Возможности использования теневого театра в развитии детей с РАС» была показана возможность использования теневого театра в развитии детей с РАС на примере их поэтапного включения в театрализованную постановку спектакля, вокруг которого формируется инклюзивное социокультурное пространство взаимодействия детей, родителей и специалистов сопровождения.

Об особенностях адаптации к условиям школьного обучения первоклассников с РАС доложили Е.С. Кузьмина, к.псих.н., доцент кафедры и Н.Ю. Петлюк, доцент кафедры. Доклад осветил специфические проблемы адаптации у детей с РАС. Результаты диагностического изучения показали, что навыки социального взаимодействия обследованных находились на низком и ниже среднего уровнях развития. Наиболее низкие результаты были выявлены при исследовании навыка взаимодействия со сверстниками (вступать в контакт, выполнять разные виды деятельности совместно со сверстником). Наталья Юрьевна и Екатерина Сергеевна выделили в процессе коррекционной работы по развитию навыков социального взаимодействия у первоклассников с РАС два направления: непосредственное накопление опыта социального взаимодействия, поведения в конкретных ситуациях; развитие социальной мотивации.

Заседание секции прошло в конструктивной и дружественной обстановке. Слушатели задавали вопросы, вступали в дискуссии с докладчиками, делились собственным опытом, приводили актуальные примеры. Присутствующие отметили высочайший уровень докладов, интересные вопросы и новые векторы, заданные ораторами.

Исследования, представленные на Весенней сессии, показали, что научная деятельность кафедры олигофренопедагогики и клинических основ дефектологии активно развивается и находит новые аспекты изучения.

23 / 03 / 2023

Показать обсуждение