26 марта 2023 г. исполнилось 155 лет со дня рождения выдающегося русского и советского дефектолога, одного из организаторов высшего дефектологического образования в России, основоположника и разработчика методической системы обучения глухих словесной речи, ветерана-труженика тыла Великой Отечественной войны, доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента АПН РСФСР, заведующего кафедрой сурдопедагогики и логопедии дефектологического отделения педагогического факультета 2-го МГУ (с 1930 г. МГПИ им. В.И. Ленина) Федора Андреевича Рау.
Федор Андреевич (Фридрих Вильгельм) Рау родился 14(26) марта 1868 г. в городе Ульм в Вюртемберге (Германия) в семье рабочего-металлиста, служившего на меднолитейном заводе. Федор Андреевич всегда с особенной нежностью вспоминал свою мать. Несмотря на тяжелое материальное положение, в ней ничто не могло убить интереса к жизни. Она любила поэзию, по вечерам читала сыну Шиллера и других немецких поэтов, вместе они пели некоторые из гимнов. Проявившаяся в раннем детстве страсть к музыке не покидала Ф.А. Рау и впоследствии – он всегда был ее любителем и глубоким знатоком. Мать мечтала, чтобы ее сын вышел на учительскую дорогу – и мечта сбылась.
В семинарии Фридрих Рау был одним из первых учеников по всем предметам, отличался любознательностью и настойчивостью. Большой интерес у него вызывала школа глухонемых, находившаяся на одном дворе с семинарией. Дети этой школы часто играли с семинаристами. Pay добился разрешения присутствовать на уроках и наблюдал, как учат в школе глухонемых. На последнем курсе семинарии ему дали возможность практиковаться, замещая иногда отсутствующих учителей. В 1887 г., после окончания семинарии Фридрих Pay получил назначение в школу для обычных детей в родном городе, на место учителя, призванного на военную службу. 19-тилетний юноша стал учителем 90 нормальных, слышащих детей – началась педагогическая деятельность Федора Андреевича Pay. Однако мысль стать специалистом по обучению глухонемых детей, а также мечта попасть в школу знаменитого учителя глухонемых Иоганна Фаттера во Франкфурте не покидали его. С конца 1887 г., в течение 4-х лет, молодой Рау работал под руководством Фаттера.
В 1891 г. он увидел в немецком журнале «Organ der deutschen Taubstummenanstalten» объявление из местечка Тиге Таврической губернии (ныне Кочубеевка Бериславского района Херсонской области), что там требуется учитель – Фридрих Вильгельм отправился работать в Россию, где получил имя Федор Андреевич. Проработав в местной школе Тиге менее года, Ф.А. Pay принял приглашение на место учителя-воспитателя маленького глухонемого ребенка в семье русского дворянина немецкого происхождения В.К. Шлиппе.
В 1896 г. Федор Андреевич переехал в Москву, где открыл частную школу-пансион для глухонемых, одновременно он занимался логопедией (исправлением дефектов речи у слышащих) и состоял заведующим отделом глухонемых в Политехническом музее. В это время он познакомился с будущей женой, Наталией Александровной Голяшкиной (из русско-немецкой семьи дворянско-купеческого происхождения), с которой до конца жизни занимался одним общим делом – обучением и воспитанием глухонемых детей. Наталия Александровна уже тогда вела работу по обучению и воспитанию дошкольников (слышащих) – ею в Москве были созданы ясли для детей работниц фабрик и заводов.
В 1899 г. Ф.А. Рау был назначен директором Арнольдо-Третьяковского училища глухонемых (в последующем Московский институт глухонемых), где им были реорганизованы мастерские училища, в 1900 г. вместе с женой они открыли первый в России детский сад для глухонемых детей. В1906 г. Рау разработал устав училища глухонемых в Перерве (дачная местность под Москвой), принимал участие в организации училища глухонемых в г. Туле. Под руководством Ф.А. Рау в 1907 г. была открыта сельскохозяйственная колония для глухонемых, в 1910 г. он организовал отделение для умственно отсталых глухонемых в колонии Сокольникове, в 1911 г. – Кабинет машинописи при Городской Управе. В период 1913-1915 гг. Рау устроил курсы для матерей и воспитательниц глухонемых детей дошкольного возраста. Немало сделал Федор Андреевич Рау и для социализации взрослых глухонемых (курсы для взрослых глухонемых и курсы по исправлению речи), много внимания он уделял обучению чтению с губ, совместно с женой открыл «Клуб беглого чтения с губ». До Октябрьской революции Федор Андреевич проводил Съезды учителей глухонемых (1910 и 1917 гг.).
В 1918 г. Ф.А. Рау организовал специальные классы для оглохших при Арнольдо-Третьяковском училище глухонемых и филиальное отделение в Даниловском монастыре. В 1919 г. по его инициативе была открыта школа тугоухих, а также созданы курсы для матерей и воспитательниц глухонемых детей. В Крыму им в 1920-1921 гг. были организованы: дом умственно отсталого ребенка; дом глухонемого ребенка; дом слепого ребенка; колония для морально дефективных. Вернувшись 1921 г. в Москву, Федор Андреевич работал в Институте детской дефективности (основанном В.П. Кащенко) в качестве лектора по сурдопедагогике, читал лекции по исправлению дефектов речи школьно-санитарным врачам Мосздравотдела и на курсах по дошкольному воспитанию НКП. В период совместной работы врачей и логопедов усилилась научно-естественная база логопедической науки, получил развитие комплексный медико-педагогический подход к нарушениям речи.
В 1922 г. Ф.А. Рау был назначен заведующим объединенной кафедрой сурдопедагогики и логопедии Педагогического института детской дефективности. С 1924 г. работал в кружке по логопедии и логотерапии при Центральном доме работников просвещения. С 1925 г. Федор Андреевич Рау преподавал на дефектологическом отделении 2-го МГУ (с 1930 г. МГПИ им. В.И. Ленина), где заведовал кафедрой сурдопедагогики и логопедии (1925-1948). В первые годы существования кафедры 2-й МГУ закончили известные в будущем специалисты – те, кто определил дальнейшее развитие логопедии как науки: Наталья Александровна Власова (1899-1989); Анастасия Гавриловна Ипполитова (1902-1986); Роза Евгеньевна Левина (1908-1989). Федор Андреевич был наставником и руководителем (вместе с Ю.А. Флоренской) научной работы выдающегося советского логопеда Ольги Владимировны Правдиной (1894-1977).
После нескольких переформирований Педагогический институт детской дефективности стал дефектологическим отделением МГПИ им. В.И. Ленина, где Федор Андреевич Рау проработал вплоть до 1948 г., став доктором педагогических наук, профессором, заведующим кафедрой сурдопедагогики и логопедии. В 1947 г. он был избран членом-корреспондентом АПН РСФСР, работал и НИИ дефектологии АПН СССР.По словам самого Федора Андреевича, «Только тот сурдопедагог или логопед способен творчески подходить к своей работе и уверенно двигать свою науку вперед, который хорошо знаком с историей ее развития и гарантирован тем самым от повторений ошибок прошлого и от пресловутого “открытия америк”». В результате исследований и непосредственного опыта работы Ф.А. Рау разработана классификация речевых нарушений, теоретически обоснованы и практически проверены методы исправления таких речевых нарушений, как заикание, дислалия, алалия, афазия, ринолалия, нарушение письма и др., что, по его мнению, не являлось чисто медицинской проблемой (до 1917 г. исправлением дефектов речи занимались врачи). Ученому принадлежат создание нового направления логопедии как педагогической науки, теоретическое обоснование подготовки специалистов логопедов-педагогов.
Ф.А. Рау – автор многочисленных научных трудов.
На слова одного из сыновей: «Я боюсь, что не смогу быть достойным своего происхождения» Федор Андреевич ответил словами Шиллера: «Если ты не сможешь сделать что-нибудь большое, то сумей в маленьком деле быть большим». В письмах из Германии друзья Рау звали его вернуться на родину и работать там, на что Федор Андреевич ответил: «Нет, я Россию никогда не покину». Страна, ставшая Рау новой родиной, вознаградила его за все его заслуги и труды. Ф.А. Рау – Герой Труда, награжден орденом Ленина, знаком «Отличник народного просвещения».
Выйдя на пенсию, Федор Андреевич Рау проживал в Москве. Умер выдающийся ученый 30 мая 1957 г. Похоронен на Даниловском кладбище, рядом с женой (25 участок).
Супруги Федор Андреевич и Наталия Александровна Рау стали основателями профессиональной династии пяти поколений российских сурдопедагогов и логопедов. Первыми преемниками профессиональной династии стали их дети – выдающиеся ученые и практики Федор Федорович и Елена Федоровна Рау, чьи работы по коррекции звукопроизношения и устранению заикания у дошкольников до сих пор рекомендуются студентам. Особую значимость для логопедии представляют совместные труды Федора Андреевича и Федора Федоровича Рау (дефектолог, сурдопедагог, доктор педагогических наук), посвященные становлению науки о произношении с описанием механизмов правильного и дефектного звукопроизношения, а также разнообразных приемов звукопостановки, в том числе с использованием специальных зондов, изобретенных Федором Андреевичем. Сегодня научную и практическую работу в области логопедии (заикания) продолжает вести Елена Юрьевна Рау (правнучка) – профессор кафедры логопедии Института детства МПГУ.
Литература:
Рау Федор Андреевич. Биография (1868 – 1957) / museum.ikprao.ru›Прошлое в лицах›rau-fyodor-andreevich.
Рау Е.Ю. Вклад профессиональной династии Рау в отечественную логопедию // МИР специальной педагогики и психологии. Научно-практический альманах. Выпуск 6. – М.: ЛОГОМАГ, 2017.
А.Ю. Кожевников, к.и.н.,
Дирекция изучения истории МПГУ