Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Отчетная научная сессия по итогам научно-исследовательской работы преподавателей в 2024 году

Выводить на главной

На Факультете дошкольной педагогики и психологии 20 марта 2025 года прошла отчетная научная сессия по итогам научно-исследовательской работы 2024 года.

Пленарное заседание открыла приветственным словом декан Парамонова Маргарита Юрьевна, в котором охарактеризовала резонансные, актуальные исследования, которые реализуются преподавателями факультета и подчеркнула, что большое количество научных исследований Факультета дошкольной педагогики и психологии проводится по государственному заказу министерства Просвещения РФ и по проектам системы образования РФ. Маргарита Юрьевна Парамонова особенно подчеркнула участие преподавателей факультета в течение всего 2024 года в масштабных образовательных проектах, ориентированных на решение научных задач, которые ставит университет.

Председатель научной сессии: декан Факультета дошкольной педагогики и психологии, к.п.н., М.Ю. Парамонова.

Ученый секретарь научной сессии: зам. декана по НИР, к.пс.н., доцент Т.П.Авдулова.

Работа преподавателей в рамках научной сессии проходила в смешанном формате и была организована на пяти тематических секциях.

В общей сложности на Научной сессии прозвучало 47 докладов преподавателей факультета, а в обсуждениях приняли участие более 30 аспирантов, соискателей и магистрантов факультета.

В работе Секции 1: «НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ» поднимались актуальные проблемы дошкольного образования в соответствие с ФОП ДО: формирование предпосылок финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста, информационные умения старших дошкольников, актуальные вопросы развития содержания дошкольного образования в России, взаимообучение детей дошкольного возраста в семье: роль и методическая поддержка родителей, организации развивающей предметно-пространственной среды для реализации ФОП ДО. В частности, в докладе Антоновой А.В. д.п.н., проф., поставлена проблема структуры программы дошкольного образования, соответствующей цифровым технологиям и наполненная минимальным текстом. Автор отметил, что важно видеть  изменение роли классического дошкольного образования, повышение роли дополнительного образования, появление новых типов дошкольных организаций не только государственных и частных, но и изменений их функционала, контингента, учет состояния здоровья подрастающего поколения и изменение наполняемости групп детьми, а также качественное изменение подготовки педагогических кадров, создание условий для их постоянного совершенствования и готовности к новым требованиям и формам повышения квалификации, а также обратить внимание на подготовку кадров для дополнительного образования.

Никифорова О.В. к.п.н., доц. выступила с темой: «Организация развивающей предметно-пространственной среды для реализации ФОП ДО: подходы, нормативное обеспечение. Развивающая предметно-пространственная среда — ключевой элемент реализации федеральной образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающий условия для развития, социализации и индивидуализации детей.

Дмитриев Ю.А., д.п.н., профессор; Калинина Т. В., к.п.н., доцент выступили с темой: «Информационные умения старших дошкольников – основа для формирования метапредметных познавательных умений у младших школьников». Авторы раскрывают сущность и значение процесса овладения старшими дошкольниками первоначальными информационными умениями в условиях цифрового общества.

Важно отметить выступление Кротовой Т.В. к.п.н., доц. «Внедрение программы просвещения в дошкольные образовательные организации», где было представлено содержание документа, в качестве примера плодотворного сотрудничества науки и практики, эффективного взаимодействия различных организаций и ведомств. Были освещены этапы разработки Программы просвещения, результаты общественно-профессионального обсуждения документа, а также представлены количественные и качественные данные по начала внедрения Программы просвещения в 21 Субъекте Российской Федерации.

Среди выступлений участников Секции 2: «ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОЙ СТРАТЕГИИ ПЛАНИРОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА В АКТУАЛЬНЫХ И ВОСТРЕБОВАННЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГА» необходимо отметить доклад Волобуевой Л.М., зав. кафедрой, к.п.н., и Осиненко М.В., ст. преп. «Возможности виртуального музея как средства обучения студентов и методического сопровождения педагогов дошкольного образования», где представлены основные результаты научно-исследовательской работы, выполненной в 2024 г. в рамках госзадания по теме «Разработка интерактивной образовательно-просветительской модели методической поддержки педагогов  на основе систематизации отечественного научного наследия и педагогической практики в области воспитания и обучения детей дошкольного возраста», осуществленной под руководством декана факультета Парамоновой М.Ю., в которой участвовали преподаватели кафедры: Волобуева Л.М., Толкачева Г.Н., Авилова Е.А., Зверева О.Л., Осиненко М.В., Гайдукова К.О., а также преподаватели других кафедр факультета.

В выступлении Толкачевой Г.Н. к.п.н., проф. на тему: «Демонстрационный экзамен: новый формат оценки достижений будущих педагогов дошкольного образования» были представлены основные результаты НИР, осуществлённой под руководством декана факультета Парамоновой М.Ю., в которой принимали участие преподаватели кафедры Толкачева Г.Н., Кротова Т.В., Никифорова О.В., Волобуева Л.М., Кричевцова Е.И.. на тему: «Разработка содержания, организации и сопровождения демонстрационного экзамена будущих педагогов дошкольного образования в рамках ядра высшего  педагогического образования»  Была обоснована актуальность введения ДЭ в практику подготовки педагогических кадров, которая обусловлена рядом причин: необходимостью создания системы комплексной оценки достижений студентов по освоению образовательной программы, привлечения работодателей к независимой оценке результатов, повышением престижа профессии педагога.

 В работе Секции 3: «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ» необходимо отметить совместный доклад доктора педагогических наук Ушаковой Оксаны Семеновны  и  кандидата педагогических наук, профессора кафедры теории и методики дошкольного образования Яшиной Валентины Ивановны на тему «Аксиологические аспекты развития речи и обучения родному языку детей дошкольного возраста», где подчёркивалось актуальность  исследований данного направления. Прежде всего это обусловлено необходимостью воспитания ценностного отношения к родному языку у детей, значимостью   их приобщения к его национальному богатству, усвоения его национальной специфики.

Интерес аудитории вызвал доклад кандидата педагогических наук, профессора кафедры теории и методики дошкольного образования Людмилы Ивановны Павловой. В своем докладе «Особенности подходов к математическому развитию детей дошкольного возраста в Китае» она раскрыла опыт математического образования подрастающего поколения в КНР, показала этапы становления методики развития математических представлений у детей дошкольного возраста в разные исторические периоды.

На Секции 4: «ИССЛЕДОВАНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА В ИЗМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ» в докладах Молчановой Г.В., к. пс. н., доцента и Авдуловой Т.П., к. пс. н., доцента были представлены результаты НИР по стандартизации норм психического развития детей раннего и дошкольного возраста. Был показан междисциплинарный комплекс диагностики детского развития, обозначена актуальность стандартизированных нормативных показателей детей раннего и дошкольного возраста в популяционном исследовании эффективности усвоение федеральной образовательной программы детьми в детских садах.

Изотова Е.И., к. пс. н., зав. кафедрой возрастной психологии, доцент, в докладе «Коммерциализация детского пространства, образ героя в свободной игре детей дошкольного возраста» представила результаты междисциплинарного исследования феноменологии современной детской субкультуры и показала особенности формирования и категоризации представлений о добре и зле с опорой на значимые мульт-кино образы.

В работе Секции 5: «ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ПОДХОДЫ К ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО И ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Ирина Николаевна Куланина (зав. кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста, к.п.н., доцент) отметила важность формирования системы ценностных ориентаций студентов (как важнейшей составляющей внутренней структуры личности), что особенно необходимо для успешной реализации будущей профессиональной деятельности педагога.

В докладе Комиссаровой Людмилы Николаевны, кандидата педагогических наук, профессора «Формирование знаний о музыкальных инструментах у детей дошкольного возраста как средство расширения музыкального кругозора у будущих школьников» обращается внимание педагогов на важность изучения проблемы формирования знаний у детей старшего дошкольного возраста в области музыкально-образовательной деятельности,  на примере формирования знаний о музыкальных инструментах, в качестве первоначальной ступени  подготовки детей к школьному обучению.

Проведенная научная сессия преподавателей Факультета дошкольной педагогики и психологии позволила содержательно подвести итоги научной работы за 2024 год, выделить наиболее важные и актуальные научные направления, обсудить внутри профессионального сообщества научные результаты и современные тенденции развития дошкольного образования. Кроме того, научная сессия дала старт новым исследованиям и поставила перед преподавателями задачи развития и приращения научного знания. В работе всех секций научной сессии в этом году активное участие принимали аспиранты и магистранты факультета.

С темами выступления всех преподавателей факультета дошкольной педагогики и психологии можно ознакомиться в Программе научной сессии

ФДПиП_Научная сессия март 2025

25 / 03 / 2025

Показать обсуждение