Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

О педагоге и наставнике С.Т. Шацком

Новости МПГУ

 

13 июня 2023 г. исполнилось 145 лет со дня рождения выдающегося российского и советского педагога-экспериментатора, автора трудов по вопросам воспитания, основоположника дополнительного образования, создателя экспериментальной опытной станции – школы нового типа в духе гуманистического воспитания, кандидата естественных наук, профессора педагогического факультета 2-го МГУ Станислава Теофиловича Шацкого.

С.Т. Шацкий родился 13 (1) июня 1878 г. в селе Воронино Духовщинского уезда Смоленской губернии, в семье мелкого военного чиновника, заслужившего потомственное дворянство. В 1881 г. семья переехала в Москву, где в 1885 г. Станислав был отдан на обучение в классическую гимназию № 6, считавшуюся одной из лучших в Москве (в настоящее время в этом здании располагается Информационный центр «Библиотека им. К.Д. Ушинского»). Однако воспоминания о гимназии у С.Т. Шацкого остались удручающие. В книге «Годы исканий» (Ч.1. «Старая школа», 1924) он описывает, как «в ней шла постоянная война учителей и учеников, ненадолго прерывавшаяся лишь во время экзаменов, когда интересы тех и других сближались, а после учебного года ученики группами идут и жгут или топят учебники». Всю жизнь Шацкого преследовало воспоминание о товарище-гимназисте, которому учитель математики собирался поставить единицу, а тот рыдал, целовал рукав учителя и просил пощады. В своей книге Станислав Теофилович выявил главные недостатки гимназического образования – деперсонализация, унижение ученика, безразличие учителей к жизни детского сообщества и пришел к заключению: «Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали… Так не надо ни учиться, ни учить».

В 1893 г. Станислав Шацкий с отличием окончил гимназию и в 1896 г. поступил на математический факультет Императорского Московского университета. Вскоре он перевелся на медицинский факультет, в 1898 г. перешел на отделение естественных наук физико-математического факультета, а в 1902 г. покинул университет. Твердо решив стать педагогом и считая за образец для себя школу Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, где много внимания уделялось труду учащихся, особенно на земле, С.Т. Шацкий перешел в Петровскую земледельческую академию (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К.А. Тимирязева) на специальность агронома. Молодой человек считал для себя необходимым все делать профессионально, чтобы грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников. Однако, несмотря на очевидные успехи в учебе и приглашение заняться научной работой, а также став любимым учеником К.А. Тимирязева, Станислав Шацкий в 1905 г. оставил академию, посчитав, что все необходимые знания им уже получены.

Одним из увлечений Станислава Теофиловича с юных лет была музыка. Он умел играть на фортепьяно, обладал хорошим голосом и в 1899-1901 гг., уже будучи студентом Московского университета, занимался в классе сольного пения профессора Московской консерватории Умберто Мазетти. В годы учебы в консерватории (1903-1905), Шацкий ездил с концертами по России и пользовался большим успехом. Репертуар драматического тенора включал огромное количество романсов, песен, оперных партий – он получил даже приглашение в оперную труппу Большого театра. В консерватории Станислав Теофилович познакомился с будущей женой, Валентиной Николаевной Демьяновой, окончившей музыкальный вуз с красным дипломом по классу фортепиано. Сам же С.Т. Шацкий, не пожелавший завершить обучение ни в одном  из вузов, не имел диплома о высшем образовании.

Педагогическую деятельность Станислав Шацкий начал с попытки создания частной школы, однако в этом ему было отказано. В 1905 г. он вместе с архитектором и педагогом Александром Устиновичем Зеленко, а также другими педагогами-единомышленниками стал вести культурно-просветительскую работу с детьми и подростками рабочих окраин Москвы (Марьина Роща) и в летней колонии в Щелкове. Были организованы первые в России детские кружки и клубы, где основное внимание уделялось трудовому и общественному воспитанию. Созданные в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название «Дневной приют для приходящих детей». При приюте, который к весне 1906 г. посещало около 150 детей, были открыты мастерские: слесарная, столярная, швейная. Вернувшийся из заграничной поездки А.У. Зеленко предложил реализовать на российской почве аналог просветительного общества по работе среди детей и взрослых «Сетлемент» (англ. sentlement – поселение).

В 1906 г.  С.Т. Шацким, А.У. Зеленко и их единомышленниками было создано культурно-просветительское общество «Сетлемент», цель которого – содействие развитию и удовлетворению культурных и общественных потребностей малообеспеченного населения. В состав общества входили: дневной приют; детский сад; училище; кабинет врачебной помощи; ремесленные курсы; колония в Щелкове. На курсах обучали основным профессиям, что давало возможность выпускникам трудоустроиться. Проводились и общеобразовательные занятия – педагоги организовывали экскурсии, прогулки, подвижные и спокойные игры, устраивались вечеринки, литературные вечера и спектакли. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. Совместно с сотрудниками С.Т. Шацкий опубликовал первую работу о «Сетлементе» под названием «Дети – работники будущего». В 1908 г. «Сетлемент» был закрыт полицией за пропаганду социализма среди детей, а самого Шацкого арестовали. Однако в 1909 г. Общество возродилось под новым названием – клуб «Детский труд и отдых» (1909-1911), которым с 1910 г. руководил Станислав Теофилович.

С целью изучения педагогического опыта трудового воспитания Шацкий в 1910 г. посетил Скандинавию, а в 1911 г. организовал в Калужской губернии, на пустующей территории имения известного общественного деятеля М.К. Морозовой (территория современного Обнинска) летнюю детскую трудовую колонию «Бодрая жизнь». Каждое лето в колонии жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества «Детский труд и отдых». Колония «Бодрая жизнь», ставившая задачу физического, умственного и эстетического воспитания детей, представляла собой педагогическую лабораторию, где исследовалось развитие личности ребенка в процессе занятий трудом и игрой. Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Анализируя результаты опыта, С.Т. Шацкий пришел к выводу, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, так как являлись источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали выработке трудовых навыков. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация в колонии детского самоуправления. Идеи Станислава Теофиловича о создании и развитии самодеятельного детского коллектива во многом перекликаются с учением А.С. Макаренко о детском воспитательном коллективе.

Свободное время колонистов «Бодрой жизни» отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Формированию у детей потребности в искусстве рассматривалось как средство общего развития личности. Большой интерес у детей вызывали музыкальные занятия, которые проводила Валентина Николаевна Шацкая (впоследствии крупнейший специалист по проблемам музыкального воспитания детей). Колонисты слушали классические произведения в ее исполнении, разучивали песни, осваивали начала музыкальной грамоты, пели в руководимом Шацкой хоре, участвовали в постановке опер и музыкальных спектаклей. В 1912 г. С.Т. Шацкий разработал проект опытной станции по детскому воспитанию, охватывавшей все возрастные группы детей (начиная с детского сада и кончая школой) и главные виды работ с ними, включая работу клубов, мастерских, детской библиотеки и детской трудовой колонии. Проект был повторен в 1915 г. – в него были включены также опытные курсы.

К 1917 г. Станислав Теофилович имел успешный опыт работы с детьми, признание и известность как педагог, печатные труды, творческие программы, состоял членом Московской городской управы. В своей статье «На пути к трудовой школе» (1918) педагог-экспериментатор представил модель новой трудовой школы, которая должна прийти на смену существующей, предлагая идти от ребенка, от особенностей детства и детской индивидуальности. На основе общества «Детский труд и отдых» С.Т. Шацкий создал в 1919 г. опытно-показательные учреждения, целью которых было содействовать культурному просвещению населения. Они составили «Первую опытную станцию по народному образованию при Народном комиссариате просвещения РСФСР», работой которой, по предложению А.В. Луначарского, руководил Станислав Теофилович (1919-1932). Задачей «Опытной станции» было исследование влияния среды на рост и развитие ребенка, использование в воспитательной деятельности всего ценного и позитивного в культуре среды, активное включение родителей в воспитательный процесс.

«Опытная станция» представляла собой комплекс педагогических и научно-исследовательских учреждений и состояла из двух отделений – сельского в Калужской губернии (школа-колония «Бодрая жизнь») и городского отделения в Москве. Сельское отделение включало в себя 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Колония «Бодрая жизнь» выполняла задачи методического центра. Городское отделение в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав «Опытной станции» входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Здесь осуществлялась совместная работа школы и населения по воспитанию детей, велась исследовательская деятельность.

Достижения «Первой опытной станции» в 1930-е гг. получили широкую известность в России и за рубежом. Знаменитый американский философ и педагог Джон Дьюи, приехав на станцию, не поверил своим глазам, а, покидая ее, убежденный противник советской власти подарил Станиславу Теофиловичу свою фотографию с надписью: «Я уезжаю от вас с чувством большого уважения к той стране, в которой возможны такие замечательные педагогические дела». С.Т. Шацкий читал лекции для российских и иностранных педагогов в Москве, Калуге и на Угодском Заводе, в колонии.  9 мая 1932 г. «Первая опытная станция» была расформирована, а на ее базе в Москве была создана «Центральная экспериментальная лаборатория Наркомпроса РСФСР», которая занималась обобщением передового опыта школ и учителей страны. В 1932-1934 гг. «Центральной экспериментальной лабораторией» руководил Шацкий. По образцу «Первой опытной станции» были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936 г.

В 1920-е гг. кандидат естественных наук Станислав Теофилович Шацкий работал в должности профессора на педагогическом факультете 2-го МГУ. Он читал лекции для школьного и дошкольного отделений (ныне факультет начального образования и факультет дошкольной педагогики и психологии). Большое значение профессор придавал методике коллективной работы студентов по принципу «метода проектов», считая, что зачеты и экзамены формализуют обучение. Под его руководством были разработаны методы педагогического исследования – социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос. Педагог-экспериментатор предлагал создать Центры педагогической работы по трем направлениям: научно-исследовательское, учебное, практическое. Являясь с 1921 г. членом учебно-педагогической секции Государственного ученого совета Наркомпроса РСФСР, С.Т. Шацкий стал одним из создателей комплексных программ, которые были введены в 3, 4 и 5 классах (1925-1926). По поручению Н.К. Крупской, в 1929 г. он подготовил новые программы для школ.

В 1929-1934 гг. С.Т. Шацкий являлся членом коллегии Наркомпроса РСФСР.  Во время своих зарубежных поездок он подробно изучал школьное дело, критически оценивал западные педагогические теории и пришел к выводу об использовании зарубежного опыта через призму отечественных традиций образования и воспитания: «Нам было ясно, что простая пересадка заграничных образцов на русскую почву имеет мало цены». Педагог-экспериментатор С.Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А.А. Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л.К. Шлегер, В.Н. Шацкая и др. Станислав Теофилович был значительной фигурой российской педагогики XX века. Его труды и идеи по сей день оказывают значимое влияние на развитие педагогики, многие его рекомендации используются современными отечественными педагогами. Творчество С.Т. Шацкого стало предметом изучения в педагогических вузах студентами и учителями в школах.

13 февраля 1932 г. постановлением коллегии Наркомпроса РСФСР Станислав Теофилович Шацкий был назначен директором Московской консерватории. Теперь он совмещал две должности – директора консерватории и руководителя «Центральной экспериментальной лаборатория». Будучи крупным деятелем в области педагогики, новый директор консерватории ввел в знаменитом музыкальном вузе предмет преподавание педагогики. При активном участии Станислава Теофиловича в 1933 г. в консерватории была организована Школа высшего художественного мастерства (как аспирантура для исполнителей), среди первых аспирантов которой были; М.М. Гринберг, Н.Л. Дорлиак, Э.И. Гроссман, Я.И. Зак, А.Л. Иохелес, Г.С. Козолупова, И.Б. Швейцер, М.Б. Питкус, Е.Н. Алексеева и др. Директор стал одним из инициаторов открытия Оперной студии консерватории, которое состоялось 30 мая 1933 г. –  в Большом зале под управлением А.Ш. Мелик-Пашаева была исполнена опера В.А. Моцарта «Свадьба Фигаро». С.Т. Шацкому принадлежит организация при консерватории национальных студий: Башкирское отделение (1932 г.), Татарская оперная студия (1934), Узбекская и Туркменская студии (1935). Позднее были открыты Казахское отделение (1936), Северо-Осетинское и Киргизское отделение (1941). По инициативе С.Т. Шацкого, А.Б. Гольденвейзера и Г.И. Литинского в консерваторию в 1933 г. был приглашен С.С. Прокофьев.

В августе 1932 г. по инициативе директора С.Т. Шацкого и профессора А.Б. Гольденвейзера при консерватории было создано Детское отделение для подготовки одаренных детей к поступлению в музыкальный вуз (в 1935 г. оно было преобразовано в Центральную музыкальную школу). В 1933 г. в Большом зале состоялся концерт-смотр юных музыкантов, в котором   участвовали и были награждены премиями будущие знаменитые исполнители: Б. Гольдштейн, Е. Гилельс, М. Фихтенгольц. В августе 1933 г. С.Т. Шацкий выступал в Париже на Всемирном конгрессе единства в педагогической среде в связи с угрозой фашизма и затем на конгрессе в Реймсе.

30 октября 1934 г., во время подготовки Московской консерватории к празднику Октябрьской Революции Станислав Теофилович Шацкий скоропостижно скончался в возрасте 56 лет. Захоронен выдающийся педагог на Новом Донском кладбище в Москве.

В 1937 г. на территории школы-колонии «Бодрая жизнь» в память о Станиславе Теофиловиче Шацком был установлен его бюст (скульптор С.Д. Меркуров). В 1949 г. бюст был перенесен на новое место. В 1961 г.  имя выдающегося педагога-экспериментатора было присвоено средней школе № 1 Обнинска, его имя также носит одна из улиц города. На сайтах Московской консерватории и средней школы № 1 им. С.Т. Шацкого города Обнинска открыты страницы о Станиславе Теофиловиче Шацком. В 1962-1965 гг. Академией педагогических наук РСФСР были изданы педагогические сочинения С.Т. Шацкого в четырех томах, в 1980 г. издательством «Педагогика» выпущен двухтомник его избранных педагогических сочинений.

Идеи великого педагога и наставника о добровольческой работе представителей интеллигенции и студенчества с детьми получили развитие в движении «Форпост культуры им. С.Т. Шацкого».  В 1971 г. в движение включились студенты Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. С 1971 по 1991 гг. в МГПИ работал 1-й экспериментальный студенческий педагогический отряд «Форпоста». Сначала он состоял из студентов различных факультетов, работавших на общественных началах, затем в педагогический отряд влились студенты других столичных вузов.

Знаменательно, что 2023-й год, когда мы отмечаем 145-летие выдающегося педагога-экспериментатора Станислава Теофиловича Шацкого, Указом Президента России объявлен в нашей стране Годом педагога и наставника, в знак высочайшей общественной значимости профессии учителя.

 

А.Ю. Кожевников, к.и.н.,

Дирекция изучения истории МПГУ

 

13 / 06 / 2023

Показать обсуждение