Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Педагогическая запущенность: причины и методы коррекции

Новости МПГУ

Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал о педагогической запущенности, причинах её возникновения и путях решения педагогом данной проблемы у учащихся.

Педагогическая запущенность является серьезной проблемой современной образовательной системы. Это состояние, когда педагогический процесс не выполняется в полной мере, не достигает своей цели и не обеспечивает достаточного уровня обучения и развития учащихся. Определение педагогической запущенности дано в педагогическом словаре И. А. Тютковой. В нём данный термин раскрыт как устойчивое отклонение от нормы в сознании и поведении детей и подростков, сформированное отрицательным влиянием окружающей среды и недостатками в воспитании, при этом дети являются психически и физически здоровыми.

Е. С. Утеулиев и В. Г. Миронова выделили стадии развития педагогической запущенности. По их мнению, существует 4 стадии педагогической запущенности. 1-я стадия начинает развиваться в результате неправильного или недостаточного воспитания в семье, если ребенок посещает детский сад, то в результате неправильной воспитательной работы в детском дошкольном учреждении. 1-я стадия переходит во 2-ю в результате недостаточной психологической и педагогической готовности к школьному обучению. На этой стадии у ребёнка, который и так испытывает трудности в обучении и общении, начинают появляться начальные формы негативного отношения к окружающей действительности. На 3-й стадии появляются асоциальные тенденции к отклоняющемуся поведению, ребенок старается отделиться, нарушить нормы и запреты, не находя понимания среди близких ему людей. На 4-й стадии могут появиться асоциальные формы поведения, которые могут переходить в правонарушения и преступления.

Причины педагогической запущенности могут быть различными, они включают в себя недостаток квалификации педагога; неподходящие методы обучения; несоответствие программ и учебных материалов потребностям учащихся; отсутствие мотивации и взаимодействия со стороны учащихся и их родителей; отсутствие поддержки и контроля со стороны руководства школы; психологический дискомфорт, вызванный неблагополучием семейных взаимоотношений; отрицательным психологическим климатом в семье; систематическими учебными неуспехами; несложившимися взаимоотношения со сверстниками в школе; деструктивным (несправедливым, грубым, жестоким) отношением к ребенку со стороны взрослых (родителей и учителей).

Коррекция педагогической запущенности — сложный многоступенчатый процесс, требующий терпения, понимания и сотрудничества, как со стороны родителей, так и педагогов. Одними из важных аспектов коррекции педагогической запущенности являются понимание причин и вовлечение родителей в процесс образования, чтобы создать благоприятную и поддерживающую обстановку.

Педагогическая запущенность — это состояние, когда ребенок проявляет нежелание учиться, не соблюдает правила и не выполняет задания. Для коррекции этого поведения необходимо применять специальные методы и техники.

Первым способом является создание стимулирующей образовательной среды. Ребенку нужно предложить интересные и разнообразные задания, которые будут вызывать его любознательность и стимулировать его активное участие в учебном процессе. Также важно использовать мотивационные средства, например, награды или похвалу за достижения.

Вторым способом является индивидуальный подход к ребенку. Каждый ребенок уникален, и его педагогическая запущенность может быть вызвана разными причинами. Педагоги должны внимательно изучить каждого ребенка, выявить его интересы, потребности и способности. На основе этих данных необходимо разработать индивидуальный учебный план, который максимально соответствует потребностям ребенка. В случае серьезных проблем с поведением стоит обратиться и к другим специалистам: психологам, невропатологам, дефектологам для получения дополнительной помощи и поддержки.

Третьим способом является использование наглядных материалов и игровых методов обучения, а также включение ребенка в различные общественные и творческие деятельности, которые могут помочь ему развивать уверенность в себе и социальные навыки. Ребенок с педагогической запущенностью склонен к отвлекающимся и пассивным действиям. Поэтому важно привлечь его внимание с помощью наглядных материалов, игр, нахождением новых увлечений.

Для преодоления педагогической запущенности важно проводить индивидуализированный подход к обучению, учитывая потребности конкретного ребенка. Это может включать в себя адаптацию методов обучения, предоставление дополнительной поддержки и помощь в развитии мотивации и уверенности в себе.

Текст: Анастасия Любаева, студентка 2 курса дефектологического факультета

Редактор: Наталья Мкртчян, студентка 5 курса факультета начального образования

Картинка: Илья Ефремов, студент 1 курса факультета начального образования

Организатор: Анна Карпова, студентка 5 курса факультета начального образования

 

18 / 04 / 2024

Показать обсуждение