Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Опыт летней практики студентки Института педагогики и психологии в формировании личности ребенка

Институт педагогики и психологии (новости)

«Лошадь — это поэма о движении», — писал великий Федерико Феллини, и в этих словах отражается важная аксиома о том особом даре, которым природа наделила это благородное животное. Но если мэтр кинематографии видел в лошади поэтическое начало, то современная наука открывает в общении с лошадьми целый пласт возможностей, способных преобразить внутренний мир человека.

И летняя практика студентов Института педагогики и психологии вновь подтверждает справедливость утверждения о том, что подлинное образование происходит не только в стенах Института, но и в соприкосновении с природой и ее творениями. Студентка второго курса Ветошкина Ангелина, проходившая в прошлом месяце практику в детском оздоровительном лагере «Казачок» в качестве тренера по верховой езде, стала свидетельницей того, как общение детей с лошадьми становится важным инструментом их личностного развития.

Но для начала, давайте поговорим о феномене воздействия лошадей на человеческую психику и его глубоких корнях в истории цивилизации. Еще древние греки понимали терапевтическую силу верховой езды – Гиппократ рекомендовал ее как средство от меланхолии и бессонницы. Однако подлинное научное осмысление этого явления началось лишь в середине XX века, когда американский психиатр Борис Левинсон заложил основы зоотерапии, а немецкая спортсменка Лиз Хартель, преодолев последствия полиомиелита с помощью верховой езды, продемонстрировала миру реабилитационные возможности иппотерапии.

Современная психология же рассматривает взаимодействие ребенка с лошадью как уникальную модель общения человека и животного, в которой формируются базовые навыки эмпатии, ответственности и самоконтроля. Лошадь, будучи животным стадным и чувствительным к эмоциональному состоянию человека, становится своеобразным «зеркалом» внутреннего мира ребенка.

Лошадь реагирует не на слова, а на искренность намерений, что делает невозможным любое притворство или манипуляцию.

Помимо этого стоит отметить и педагогический потенциал общения с лошадьми, который раскрывается в нескольких ключевых аспектах. Прежде всего, это формирование чувства ответственности — ребенок учится заботиться о живом существе, понимая, что от его действий зависит благополучие другого. Этот опыт становится основой для развития социальной ответственности.

В процессе ухода за лошадью ребенок усваивает важнейший жизненный принцип: забота о другом – есть проявление заботы о себе.

Не менее важным является и развитие эмоциональной регуляции. Лошадь, как животное с развитой нервной системой, мгновенно считывает эмоциональное состояние человека и соответствующим образом реагирует на него. Тревожный или агрессивный человек быстро понимает, что его негативные эмоции передаются лошади, делая взаимодействие невозможным. Таким образом, необходимость установления контакта с животным становится мощным стимулом для развития самоконтроля и эмоциональной саморегуляции.

Физиологический аспект взаимодействия с лошадью также несет в себе глубокий нейропсихологический смысл. Верховая езда требует координации движений, баланса и ритмичности — качеств, развитие которых благотворно влияет на общее психическое состояние ребенка.

Особую роль играет и преодоление страха. Многие дети испытывают естественную робость перед таким большим животным, и процесс преодоления этого страха становится важным этапом личностного роста.

Так и наблюдения, полученные Ангелиной во время практики в лагере, свидетельствуют о том, что дети, участвующие в программах с участием лошадей, демонстрируют значительные позитивные изменения в поведении и эмоциональном состоянии. Замкнутые дети становятся более открытыми, гиперактивные — более сосредоточенными, а тревожные обретают уверенность в себе.

Важно отметить, что и терапевтический, и педагогический эффект достигается не механически, а при условии грамотного педагогического сопровождения тренера.

Роль взрослого — заключается в создании безопасной среды для взаимодействия, интерпретации происходящего и помощи ребенку в осмыслении получаемого опыта.

В контексте современных вызовов, стоящих перед системой образования, опыт использования конных прогулок и иппотерапии в целом, представляется особенно ценным. В эпоху цифровизации и виртуальной реальности живое общение с природой и животными становится не просто полезным дополнением к образовательному процессу, но необходимым условием для гармоничного развития личности ребенка.

Летняя практика студентов Института педагогики и психологии в условиях детских лагерей, где есть такие программы – открывает уникальные возможности для профессионального роста и понимания глубинных механизмов человеческой психики.

Завершая размышления о педагогическом потенциале общения с лошадьми, хочется вспомнить слова великого русского писателя Льва Толстого:

«Есть что-то в наружности лошади, что действует благотворно на душу человека».

В этих словах заключена истина о целительной силе природы и важности сохранения связи между человеком и окружающим миром. А задача педагогики — не утратить эту связь, но, напротив, сделать ее основой для воспитания нового поколения, способного к эмпатии, ответственности и гармоничному существованию в мире.

07 / 07 / 2025

Показать обсуждение