Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Первое занятие «Школы молодого педагога»

Институт истории и политики (новости)

«Величайшая задача цивилизации – научить человека мыслить».
(Томас Алва Эдисон (1847 – 1931) – американский изобретатель, получивший в США 1093 патента и более 3000 патентов в других странах.)

11 октября 2019 г. состоялось первое занятие участников проекта «Школа молодого педагога» в рамках раздела «Учись мыслить смолоду» по основам теории правильного мышления.  Правильное мышление есть такое движение мысли, при котором соединение образов частей объективного мира происходит в соответствии с их связями в объективной реальности, что позволяет не рациональном уровне (в науке он выступает как теоретический) максимально возможно приближать свои представления о мире и представления учеников к его действительности. Это и есть высшая цель образования. Обыденное мышление помогает нам в повседневной жизни, но в нём отсутствует должная рефлексия относительно него самого, оно не соответствует критериям научности, не позволяет вместить на должном уровне понимания программу  высшего образования в силу неспособности выявлять точные основания для её осмысления и прослеживать в рамках строгих логических процедур сложные связи внутри изучаемого предмета. Также оно неспособно эффективно направлять практическую деятельность специалиста, когда он начинает работать по специальности.

Чтобы привести мышление вчерашнего выпускника средней школы в состояние, соответствующие критериям, позволяющим максимально успешно овладеть знаниями и умениями в рамках получаемого ими высшего образования, необходимо, в первую очередь, обратить их внимание на имеющиеся несоответствия, объяснить его природу, предложить задуматься над тем, что такое мышления, как происходит процесс познания, какова его структура и каким закономерностям оно подчиняется. Именно эти вопросы находились в центре внимания на занятии, которое проводил доцент кафедры истории России ИИиП МПГУ В.В. Горский. Особое внимание было уделено понятиям, как основе всех мыслительных процедур. Была рассмотрена разница между понятием и представлением (что позволяет назвать одним словом защитный головной убор средневекового рыцаря, хоккеиста и мотоциклиста?), почему нельзя смешивать понятия и термины (чем термин государство» отличается от понятия «государство»). Большой интерес вызвали рассуждения из разряда софизмов и их опровержение. Например: «Мышь грызёт книжку; мышь – имя существительное; следовательно имя существительное грызёт книжку». Или популярный ещё в античные времена софизм «Рогатый»: «Что ты не терял, то имеешь; рога ты не терял; значит, у тебя рога». Не меньший интерес вызвал вопрос с предложением выявить единое логическое основание, которое позволило майордому франков Пипину Короткому в 747 г. прийти к одному выводу с Римским Папой Захарием и, опираясь на его поддержку, свергнуть последнего короля из династии Меровингов и самому стать королём.

На следующем занятии будут рассмотрены многие другие вопросы, которые позволят участникам проекта, призванного подготовить тех, кто умеет думать и умеет учить думать лучше понять, как формируется понятийная база, позволяющая строить процесс профессионального мышления на твёрдом основании.

12 / 10 / 2019

Показать обсуждение