Научный сектор Института детства подготовил для студентов материал об использовании учебных ресурсов и онлайн-платформ учителями с целью пополнения своей профессиональной копилки новыми идеями при подготовке к занятиям.
В современных условиях применение именно онлайн-платформ в образовательной среде набирает обороты, но почему? Давайте попытаемся ответить на этот вопрос. Сначала перечислим, какие есть плюсы в использовании онлайн-платформ педагогом.
- Расширенные возможности обучения. Онлайн-платформы предоставляют доступ к разнообразным обучающим материалам, включая видеоуроки, интерактивные упражнения, тесты и другие ресурсы. Учителя могут использовать эти материалы для обогащения своих уроков и предоставления дополнительных материалов для самостоятельного изучения учащимися.
- Адаптивное обучение. Некоторые онлайн-платформы предлагают адаптивные курсы, которые могут анализировать прогресс учащихся и предлагать индивидуальные рекомендации и задания. Это позволяет учителям настраивать обучение в соответствии с уровнем каждого ученика и обеспечивать персонализированный подход к обучению.
- Онлайн-сотрудничество и коммуникация. Онлайн-платформы предоставляют учителям возможность взаимодействовать с учащимися в режиме реального времени через чаты, форумы или видеоконференции. Это позволяет учителям поддерживать коммуникацию и обратную связь с учащимися, даже если они находятся в разных местах.
- Оценка и отслеживание прогресса. Онлайн-платформы дают возможность учителям оценивать и отслеживать прогресс учащихся с помощью автоматической проверки заданий, тестов и других оценочных средств. Это помогает учителям более эффективно контролировать успеваемость и вносить корректировки в учебный процесс.
- Доступность и гибкость. Онлайн-платформы допускают учителям обучать учащихся удаленно, что особенно актуально в случаях, когда учащиеся не могут посещать школу по разным причинам (например, из-за пандемии). Это позволяет учителям организовать обучение в любом месте и в любое время, а также обеспечить доступ к образованию для учащихся с ограниченными возможностями здоровья или на расстоянии.
Онлайн-платформы представляют собой мощный инструмент, который может значительно облегчить и улучшить образовательный процесс для учителей и учащихся. Но какие именно онлайн-платформы можно использовать? На самом деле все зависит от цели и задач, которые поставил педагог. Интернет в свою очередь открывает свободный доступ к огромному числу таких сайтов и приложений. Перечислим несколько бесплатных и интересных приложений:
- LearningApps — приложение для создания мультимедийных интерактивных упражнений.
- Plickers — приложение, которое дает возможность создавать различные задания на карточках, после чего с помощью камеры смартфона считать ответы учащихся.
- Quizizz — приложение для создания викторин, тестов, домашнего задания. В приложении можно отслеживать в реальном времени результаты каждого учащегося.
- Time.Graphics — приложение, которое поможет запомнить исторические даты, вызывающие трудности у детей.
Данные платформы действительно упрощают жизнь педагогам, но стоит знать и помнить об отрицательных моментах при чрезмерном использовании таких инструментов:
- Отсутствие личного взаимодействия. Онлайн-платформы могут быть лишены прямого и непосредственного взаимодействия, что может затруднить установление эмоциональной связи с учащимися. Возможность наблюдать за реакциями и выражением лица учащихся может быть ограничена, что затрудняет понимание их потребностей и недостатков.
- Технические проблемы и зависимость от технологии. Использование онлайн-платформ требует наличия надежного интернет-соединения и компьютерного оборудования. В случае сбоев или проблем с техникой могут возникнуть перебои в обучении и затруднения в доступе к материалам.
- Ограниченность вариантов обучения. Онлайн-платформы могут быть ограничены в том, как они представляют информацию и варианты обучения. Учителя могут столкнуться с ограничениями в создании уникальных учебных материалов и в адаптировании уроков под индивидуальные потребности учащихся.
- Большая нагрузка на педагогов. Внедрение и использование онлайн-платформ может потребовать от учителей дополнительных усилий и времени для освоения новых технологий и для адаптации к новым методикам обучения. Это может привести к перегрузке и увеличению рабочей нагрузки педагогов.
- Опасность потери мотивации и вовлеченности. Для некоторых учащихся онлайн-обучение может быть менее мотивирующим и менее вовлекающим, особенно в случае отсутствия необходимого руководства и поддержки педагога. Некоторые учащиеся могут испытывать трудности в самоорганизации и поддержании мотивации для самостоятельного обучения.
При правильном, дозированном использовании таких технических инструментов, как онлайн-платформы, обычный урок можно вывести на новый уровень, но учитель должен четко понимать, для чего и зачем он это делает. Использование различных приложений должно лишь помочь учителю достичь именно той цели и решить те задачи, которые были запланированы, а не стать самой целью занятия.
Текст: Анастасия Любаева, студентка 3 курса дефектологического факультета
Редактор: Наталья Мкртчян, студентка 5 курса факультета начального образования
Картинка: Илья Ефремов, студент 1 курса факультета начального образования
Организатор: Анна Карпова, студентка 5 курса факультета начального образования