24-25 марта 2023 года в Институте филологии Московского педагогического государственного университета состоялась Международная научно-практическая конференция «Текст, речевая культура, речевое поведение в методике преподавания русского языка», которая была организована кафедрой методики преподавания русского языка.
Конференция, проведенная в смешанном формате, собрала известных ученых, преподавателей высших учебных заведений, учителей средних общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, аспирантов и соискателей, магистрантов, студентов и стажеров из 25 регионов Российской Федерации, а также из других государств: Китая, Германии, Испании, Казахстана, Узбекистана.
Торжественное открытие конференции состоялось в 209 ауд. главного корпуса МПГУ (Зал заседаний ученого совета). С приветственными словами к участникам конференции обратились директор Института филологии МПГУ, заведующий кафедрой русской классической литературы, доктор филологических наук, профессор Е.Г. Чернышева, заместитель директора Института филологии МПГУ, доктор филологических наук, профессор И.С. Урюпин, Почетный профессор МПГУ доктор педагогических наук А.Д. Дейкина и заведующий кафедрой методики преподавания русского языка В.Д. Янченко.
Директор Института филологии Е.Г. Чернышева отметила важность проведения данной ежегодной конференции на кафедре методики преподавания русского языка. Большой вклад в развитие отечественного образования и методики преподавания русского языка, который вносит научная школа «Аксиологическая лингвометодика: мировоззренческие и ценностные аспекты в школьном и вузовском преподавании русского языка» под руководством Почетного профессора МПГУ д.п.н. А.Д.Дейкиной, был отмечен в приветственном слове заместителя директора Института филологии д.ф.н. И.С. Урюпина.
В докладах на пленарном заседании и в разделах (секциях) была представлена актуальная проблематика. Утреннее пленарное заседание «Текст, речевая культура, речевое поведение в обучении русскому языку: от аксиоматики – к синергетике» (Раздел 1) открылось словом заведующего кафедрой методики преподавания русского языка д.п.н. В.Д. Янченко и фундаментальным докладом Почетного профессора МПГУ д.п.н. А.Д. Дейкиной «Текст — культура — речь: синтез учебного процесса по русскому языку», далее выступили д.п.н.А.П. Еремеева, д.п.н. Н.И. Демидова и д.п.н.Е.С. Богданова (г. Рязань), д.п.н. Н.Л. Мишатина (г. Санкт-Петербург) и другие участники.
Затем выступающие распределились на разделы (секции) для сообщения научных идей по тематикам: «Методическая стратегия воспитания культурного носителя русского языка», «Развивающие технологии текстовой деятельности и формирования речевой культуры учащихся», «Текстовая деятельность, речевая культура и речевое поведение в поликультурном образовательном пространстве».
Раздел 2 «Методическая стратегия воспитания культурного носителя русского языка». В данном смысловом блоке прозвучали доклады, раскрывающие разные стороны обозначенной проблемы. С импульс-докладом «Воспитание текстом: когнитивная и творческая мотивация при использовании лингвокультурологической характеристики текста» выступила профессор кафедры методики преподавания русского языка МПГУ д.п.н. О.Н. Левушкина. Далее во втором разделе прозвучали доклады д.п.н. О.А. Скрябиной (г.Рязань), д.п.н. З.И. Курцевой (г.Москва), к.п.н. Т.М. Пахновой (г.Москва), д.п.н. Л.П. Лунёвой (г. Самара), к.п.н. Е.В. Макаровой (г.Москва), к.п.н. В.Ю. Макаровой, к.п.н. Ю.А. Белкиной (г. Самара), д.п.н. Т.Г. Иргашевой (г. Абакан), к.п.н. З.Ф. Юсуповой (г. Казань). В докладах выступающих был показан широкий спектр возможностей соединения обучения и воспитания на уроках русского языка, прежде всего на основе работы с текстом.
Раздел 3 «Развивающие технологии текстовой деятельности и формирования речевой культуры учащихся». Доклады этого раздела были посвящены современным развивающим технологиям текстовой деятельности и формированию речевой культуры учащихся. В работе секции приняли участие 33 человека, из них 14 человек – очно, 19 – дистанционно. Было заслушано 10 докладов: д.п.н. Е.А. Рябухиной (г. Пермь), д.п.н. О.В. Алексеевой (г. Воронеж), д.п.н. И.А. Сотовой (г. Иваново), д.п.н. Л.Н. Горобец (г. Армавир), д.п.н. Э.В. Криворотовой (г.Москва) к.п.н. Т.Н. Сокольницкой (г. Санкт-Петербург), к.п.н. В.И. Земзеревой (Москва), к.п.н. Н.А. Абрамовой (г.Москва), Е.Н. Комаровой (г. Иваново), Д.С. Квашниной (г. Иваново). В выступлениях докладчиков говорилось об актуальных проблемах обучения текстовой деятельности и способах их решения.
Раздел 4 «Текстовая деятельность, речевая культура и речевое поведение в поликультурном образовательном пространстве». В работе четвертой секции приняли участие преподаватели ведущих вузов Москвы (МГУ им. М.В.Ломоносова, МПГУ, Российский государственный университет туризма и сервиса, Государственный университет управления, Московский государственный университет геодезии и картографии, Государственный институт русского языка имени А.С. Пушкина и др.), г. Калуги (Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,) г.Ростова-на-Дону (Донской государственный технический университет), г.Тюмени (Тюменское высшее военно-инженерное командное ордена Кутузова училище имени маршала инженерных войск А.И. Прошлякова), г.Санкт-Петербурга (Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева), г.Перми (Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет), а также из Германии (Франкфурт-на-Майне) и Китая (г.Нанкин), что позволило участникам секционного заседания конференции познакомиться с опытом организации межкультурного общения в образовательных учреждениях разных регионов Российской Федерации и дальнего зарубежья.
В ходе секционного заседания были
– рассмотрены основы текстовой деятельности в обучении РКИ и русскому как неродному (д.п.н.Н.А. Исаевой «Новые средства текстовой деятельности в развитии межкультурной компетенции у учащихся-инофонов», д.п.н.В.Т.Маркова «Учебный текст на уроке русского языка как иностранного»; д.п.н. Т.Б. Михеевой «Основы текстовой деятельности студентов на занятиях РКИ»; д.п.н. А.Ю.Устинова «Функционально-семантический подход к изучению колоративной лексики русского языка сирийскими обучающимися»; С.И. Холод «Реализация текстоцентрической концепции обучения в профессионально ориентированных учебных пособиях по русскому языку как иностранному в военно-инженерном вузе»; С.-Д.М. Зиновьевой-Резник «Текст как дидактическая единица в билингвальной среде»);
– представлены эффективные методики работы с текстом в учебной, учебно-исследовательской и воспитательной деятельности инофонов и билингвов (сообщения д.п.н. Н.Н.Романовой «О некоторых приемах работы над газетными заголовками на уроках русского языка как иностранного»; к.п.н. М.А. Мартыновой «Речевая культура и речевое поведение преподавателя РКИ при проведении музейной экскурсии»; Г.Н. Кузнецовой «Использование аутентичных текстов на занятиях по русскому языку как иностранному в военном вузе инженерного профиля»; А.Г. Ратниковой и М.О.Ратникова «Разработка мультимедийного комплекса упражнений для самостоятельной работы иностранных студентов, изучающих русский язык»; к.п.н. В.Н. Полякова «Логика как элемент методики преподавания русского языка как иностранного»; к.п.н. Н.В.Медведевой «Потенциал учебно-научных текстов в подготовке будущего билингвального учителя русского языка»).
Участники секционного заседания прочно утвердились во мнении, что текстовая деятельность, речевая культура и речевое поведение в поликультурной среде является перспективным направлением в образовательном пространстве российской и зарубежной средней и высшей школы.
Анализ опыта использования как традиционных, так и инновационных методов и приемов работы с текстом и формирования речевой культуры и речевого поведения в поликультурном образовательном пространстве позволил обозначить ряд задач:
- Успешное использование текстоцентрической технологии на занятиях с инофонами и билингвами, имеющей глубокие корни, начиная с Ф.И. Буслаева, может быть обеспечено содержательной и процессуальной компонентами учебно-воспитательного процесса образовательных организаций, наиболее значимой из которых является идея коммуникативной направленности обучения русскому языку как иностранному. При этом эффективность лингводидактических возможностей учебного текста определяется смещением акцента с трансляции собственно страноведческой информации на освоение кросскультурных парадигм.
- В условиях глобальной цифровизации лингвометодическому сообществу обратить внимание на популяризацию инновационных форм, методов и приемов работы с текстом на занятии РКИ.
- В целях повышения уровня языковой и информационной культуры изучающих русский язык как иностранный необходимо обратить внимание на
— укомплектованность библиотек лексикографическими источниками, ориентированными на инофона и билингва (словари-тезаурусы, иллюстрированные словари, разговорники);
— обеспеченность образовательных учреждений специализированными электронными учебниками и пособиями по РКИ и РКН;
— доступность для всех участников образовательного процесса интернет ресурсов и других ИКТ, позволяющих решать проблемы лингводидактики.
Во второй день работы конференции в рамках осуществлялась работа дискуссионных площадок, которые были также разделены на три тематических раздела. Раздел 1 «Методическая стратегия воспитания культурного носителя русского языка» провели аспиранты 2 курса Д.Д. Директорова и И.Е. Калачёва, Раздел 2 «Развивающие технологии текстовой деятельности и формирования речевой культуры учащихся» – ст. преподаватель кафедры МПРЯ, аспирант 3 курса С.С. Фролкова, Раздел 3 «Текстовая деятельность, речевая культура и речевое поведение в поликультурном образовательном пространстве» – учитель русского языка, аспирант 1 курса А.А. Горина. Участниками площадок стали учителя-словесники, педагоги дополнительного образования, аспиранты, магистранты и студенты МПГУ, других вузов России и зарубежья. По итогам дискуссионных площадок была отмечена первостепенность текстовой деятельности на уроках русского языка как родного и неродного в процессе развития культуросообразной языковой личности.
В работе конференции приняли участие около 100 человек, методисты-русисты и педагоги из Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Абакана, Армавира, Воронежа, Ельца, Иванова, Луганска, Казани, Калуги, Кирова, Красноярска, Курска, Оренбурга, Перми, Ростова-на-Дону, Рязани, Самары, Томска, Тюмени, Чебоксар и других уголков нашей страны, ближнего и дальнего зарубежья.
По итогам конференции готовится к изданию сборник материалов «Текст, речевая культура, речевое поведение в методике преподавания русского языка».