На Факультете дошкольной педагогики и психологии 14 марта 2024 года прошла научная сессия по итогам научно-исследовательской работы 2023 года. Пленарное заседание открыла приветственным словом декан Парамонова Маргарита Юрьевна, в котором охарактеризовала резонансные, актуальные исследования, которые реализуются преподавателями факультета и подчеркнула, что большое количество научных исследований Факультета дошкольной педагогики и психологии проводится по государственному заказу министерства Просвещения РФ и по проектам системы образования РФ. Маргарита Юрьевна Парамонова особенно подчеркнула участие преподавателей факультета в течение всего 2023 года в масштабных образовательных проектах, ориентированных на решение научных задач, которые ставит университет.
Доклады пленарного заседания:
- Инструменты междисциплинарной диагностики детского развития и освоения федеральной образовательной программы дошкольного образования
Изотова Е.И., к.пс.н., доцент, заведующий кафедры возрастной психологии
- Просветительское направление взаимодействия педагогов ДОО с родителями воспитанников
Кротова Т.В. к.п.н., доцент.
- К вопросу о духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Родин Юрий Иванович, д.пс.н., профессор кафедры теории и методики дошкольного образования
- Аксиологический подход к системе эстетического воспитания детей дошкольного возраста
Комиссарова Л.Н., к.п.н., профессор, профессор кафедры эстетического воспитания детей дошкольного возраста.
Председатель пленарного заседания: к.п.н., декан Факультета дошкольной педагогики и психологии М.Ю.Парамонова.
Ученый секретарь пленарного заседания: к.пс.н., доцент Т.П.Авдулова.
В докладе Е.И. Изотовой обсуждались результаты разработки междисциплинарного комплекса психолого-педагогических и нейропсихологических методов и методик диагностики детского развития на этапе дошкольного детства, направленного на выявление потенциала и рисков развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, прогноз/ актуализацию возможных трудностей в освоении образовательной программы в соответствии с целевыми ориентирами Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и планируемыми результатами Федеральной образовательной программы дошкольного образования. Результаты исследования позволяют высказать предположения о том, почему ребенок не справляется с образовательной программой и какие необходимы условия освоения ФОП ДО. Доклад Е.И. Изотовой вызвал содержательный отклик участников пленарного заседания в связи с актуальностью и новизной исследования на стыке психологии и педагогики дошкольного возраста.
Высокий интерес вызвал так же доклад Т.В. Кротовой, где представлены практические результаты, противоречия и задачи просвещения родителей в системе дошкольного образования. Т.В. Кротова особенно выделила задачи государственной поддержки института семьи, в частности семей с детьми младенческого, раннего и дошкольного возрастов. В обсуждении доклада прозвучал явный практический запрос на инструменты просвещения родителей.
В Пленарном заседании благодаря смешанному формату проведения приняли участие практически все преподаватели Факультета дошкольной педагогики и психологии. Научная сессия организована была работой пяти секций по следующим направлениям: «Взаимодействие педагогов с родителями детей дошкольного возраста в истории и на современном этапе»; «Актуальные проблемы дошкольной педагогики»; «Научно-методическое обеспечение дошкольного образования и профессиональной подготовки педагогов»; «Психология профессиональной деятельности педагога»; «Ценностно-ориентированные подходы к художественно-эстетическому воспитанию детей раннего и дошкольного возраста».
На секциях в общей сложности прозвучало 56 докладов, которые получили содержательное обсуждение и внимательные анализ коллег. Проведенная научная сессия преподавателей Факультета дошкольной педагогики и психологии позволила содержательно подвести итоги научной работы за 2023 год, выделить наиболее важные и актуальные научные направления, обсудить внутри профессионального сообщества научные результаты и современные тенденции развития дошкольного образования. Кроме того, научная сессия дала старт новым исследованиям и поставила перед преподавателями задачи развития и приращения научного знания.