29–31 мая 2024 г. преподаватели кафедры психологической антропологии Института детства – заведующий кафедрой, д.пед.н. Ирина Дмитриевна Демакова; доцент Луиза Игоревна Адамян; доцент, заместитель директора Института детства по науке Елена Игоревна Адамян – выступили с научными разработками на Х Международном форуме по педагогическому образованию, который проходил в стенах Казанского федерального университета.
Проблема подготовки кадров сегодня одна из актуальнейших для педагогических вузов. В этой связи тема Форума – «Исследовательские трансформации педагогического образования: традиции как основа инноваций» – была близка научным интересам преподавателям кафедры психологической антропологии Института детства. Объясняя актуальность этой формулировки, президент Форума Роза Алексеевна Валеева сказала: «Сегодня обществу требуется учитель новой формации – активный, творчески мыслящий, готовый к самостоятельному поиску научной информации и применению научных знаний на практике. В контексте педагогического образования это означает подготовку будущего учителя осмыслено действовать в ситуации выбора, осознанно планировать жизненные цели и достигать их, действовать продуктивно в образовательной, профессиональной и социальной областях».
В первый день Форума Ирина Дмитриевна приняла участие в работе одной из дискуссионных площадок «Качество и результативность формирования социальной компетенции школьников». Следует сказать, что для Ирины Дмитриевны – это не первое участие в Форуме. Более того, в пленарном докладе директора ИПО КФУ доктора исторических наук, профессора А.М. Калимуллина было отмечено, что И.Д. Демакова участвовала во всех десяти Форумах – таких активных участников набралось за 10 лет всего два человека. Не случайно Ирина Дмитриевна получила персональное приглашение оргкомитета принять участие в Х Форуме как спикера дискуссионных площадок. В пленарном докладе также было отмечено как важное событие награждение И.Д.Демаковой на Форуме 2019 года Международным Орденом Улыбки, который вручается «людям, несущим детям радость».
Одним из заметных событий Форума стало подведение итогов трехлетней реализации коллективного проекта, посвященного вопросам мотивации профессиональной карьеры будущих педагогов. В докладе «Мотивация профессиональной карьеры будущих педагогов: исследование в динамике» (кейс МПГУ) Елена Игоревна Адамян и Луиза Игоревна Адамян представили результаты лонгитюдного исследования, который проводился в 2022 и в 2024 годах среди студентов дефектологического факультета, обучающихся по профилю 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование». Сравнительный анализ полученных данных на первом году обучения и на третьем году, позволил увидеть, претерпевают ли изменения ценностные предпочтения студентов, что оказывает влияние на эти изменения, как можно организовать эффективное взаимодействие в процессе обучения, чтобы усилить профессиональную составляющую будущего специалиста. Поскольку в проекте принимают участие шесть вузов: КФУ, МПГУ, Смоленский государственный университет, Оренбургский государственный педагогический университет, Кабардино-Балкарский государственный университет, Государственный гуманитарно-технологический университет (Орехово-Зуево), обсуждения результатов каждого позволило выявить общие тенденции высшего педагогического образования.
Кафедра психологической антропологии благодарит организаторов Х Международном форуме за высокий профессионализм и создание насыщенной среды продуктивного диалога, а также доктора пед.наук, профессора Розу Алексеевну Валееву за многолетнее сотрудничество и перспективы совместных исследований в области педагогического высшего образования.