Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ

ОДИН ДЕНЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ

Преподаватели Института филологии МПГУ на V Казанском международном лингвистическом саммите

Наука

29 – 30 октября 2024 года преподаватели Института филологии приняли участие в работе разных секций Международной научной конференции «Вызовы и тренды современной лингвистики» в рамках V Казанского международного лингвистического саммита (KILS-2024).

На секции «Палеославистика и цифровая гуманитаристика» с участием ведущих ученых из МГУ им. М.В. Ломоносова, ИРЯ им. В.В. Виноградова, Казанского федерального университета были рассмотрены вопросы истории языка и анализа древних памятников письменности. Доктор филологических наук, профессор кафедры общего языкознания им. И.Г. Добродомова Андрей Владимирович Григорьев и кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания им. И.Г. Добродомова А.В. Орлова представили на конференции доклад на тему «Этимологическое гнездо «витать» в интернет-словаре «Русский Древослов»». В докладе описаны результаты исследования данного этимологического гнезда в рамках работы над «Историко-словообразовательного словаря русского языка «Русский Древослов»», разрабатываемого на кафедре общего языкознания имени И.Г. Добродомова и в словарном секторе (отделе русской лексикографии) Центра русского языка и культуры им. А.Ф. Лосева Института филологии.

В работе секции «Традиционная лингвистика и ее цифровая трансформация» приняла участие заместитель директора Института филологии, кандидат филологических наук, доцент кафедры общего языкознания им. И.Г. Добродомова Марина Владимировна Сарапас, которая выступила с докладом «Пуристические тенденции в пушкинскую эпоху». На этой секции ученые из Казанского федерального университета, МГУ им. М.В. Ломоносова, ЛГУ им. А.С. Пушкина, РГПУ им. А.И. Герцена, Высшей школы экономики, МГПУ, МГЛУ, РАНХиГС обсуждали функционально-семантические особенности исконно русской и заимствованной лексики и фразеологии, возможности искусственного интеллекта и потенциал машинного перевода, особенности языковой картины мира в современном обществе.

На заседании секции «Когнитивная лингвистика» был рассмотрен широкий круг проблемных вопросов, связанных с теорией и практикой когнитивных исследований.  Доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Светлана Михайловна Колесникова и доктор филологических наук Анна Тихоновна Грязнова представили доклад на тему «Способы вербализации смыслообразующих начал концептуального поля МИР в русском художественном тексте». В докладе репрезентированы результаты исследования концептуального поля МИР в художественных текстах, начиная с XIX века до настоящего времени. В рамках секции «Когнитивная лингвистика» ученые из России и ближнего и дальнего зарубежья обсудили широкий круг вопросов лингвокультурологического характера, а также экстралингвистические основы когнитивной лингвистики.

В работе секции «Литература, искусство и язык в мультикультурном мире /Literature, art and language in multicultural world» приняла участие доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка Анжелика Викторовна Королькова с докладом «Субстандарт в дискурсивном художественном пространстве начала XXI века». Проблемы изучения субстандарта в современных художественных текстах вызывают особый интерес, поскольку исследование подобной лексики позволяет охарактеризовать современную лингвокультурную ситуацию.

В методических секциях саммита выступили профессора кафедры методики преподавания русского языка доктор педагогических наук Анатолий Юрьевич Устинов и доктор педагогических наук Ольга Николаевна Лёвушкина. Выступление А.Ю. Устинова «Организационно-содержательные аспекты изучения русского языка в Ливанской Республике» было посвящено анализу современного состояния изучения русского языка и условий для дальнейшего его продвижения, определены основные направления лингвометодического сопровождения этого процесса в Ливанской Республике с учётом задач гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом и передовых эффективных российских методических практик. О.Н. Лёвушкина в своем выступлении «Система формирования речевых умений арабских школьников в процессе обучения русскому этикету» рассмотрела влияние последовательно вводимых упражнений, направленных на формирование умения вести конструктивный диалог, на развитие у обучающихся устных видов речевой деятельности.

Выражаем благодарность организаторам конференции за предоставленную возможность выступить и поделиться с коллегами результатами своих научных изысканий!

 

01 / 11 / 2024

Показать обсуждение