С 30 июля по 7 августа 2021 г. прошла работа VI Международного конгресса ISCAR, в котором приняли участие преподаватели кафедры психологической антропологии Института детства: и.о. заведующая кафедрой психологической антропологии, к. псих.н. Луиза Игоревна Адамян и профессор кафедры, к.псих.н. Алексей Сергеевич Обухов.
Конгресс был организован Федеральным университетом Рио Гранде ду Норт (UFRN) (Бразилия) и Международным обществом культурно-исторических и деятельностных исследований. В работе Конгресса приняли участие ведущие ученые в области культурно-исторической психологии из разных стран: Бразилии, Канады, Греции, Шейцарии, США, Австралии, Великобритании, Мексики, Италии и др.
Международное общество культурно-исторических и деятельностных исследований ISCAR (The International Society For Cultural And Activity Research) – научное психологическое объединение, созданное в 2002 году, целью которого является содействие развитию междисциплинарных теоретических и практических исследований социальных, культурных и исторических аспектов деятельности человека и координация исследований в этих сферах. В основе исследований лежат психологические теории, сформулированные Л.С. Выготским, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурией. Каждые три года ISCAR проводит международный конгресс, объединяющий ведущих ученых в области культурно-исторической психологии из разных стран. Президент ISCAR Катерина Плакитси (Katerina Plakitsi), профессор университета Иоаннины (Греция), руководитель Департамента Дошкольного детства.
ISCAR проводился в Севилье (2005 г.), Сан-Диего (2008 г.), Риме (2011 г.), Сиднее (2014 г.) и Квебеке (2017 г.), в этом году в Натале. Знаменателен тот факт, что по единодушному решению комитета ISCAR следующий конгресс через 3 года состоится в России (Москва).
На симпозиуме «Культурно-историческая научная школа: теоретические основы и практическое применение в современной России. Часть вторая» Л.И. Адамян и А.С. Обухов представили доклад на тему «Образование как овладение культурной нормой исследовательской деятельности: практика реализации культурно-исторической психологии в работе с детьми и подростками в России», где были затронуты вопросы становления детской самостоятельности, продуктивной активности субъекта собственной деятельности как «овладение собственным поведением» (Л.С. Выготский). Данное «овладение» происходит посредством интериоризации культурной нормы действия, через становление саморегуляции деятельности в ходе достижения собственной цели и реализации собственного замысла. Был представлен пример системы практики образования в России через учебно-исследовательскую деятельность учащихся и организацию конкурсов исследовательских работ от дошкольников и младших школьников (Я-исследователь) до молодых исследователей (International research school, EXPO-science). Особое внимание было уделено опыту вовлечения учащихся в исследование мира вокруг себя в ситуации вынужденного дистанционного обучения (Парк Онлайн – Точка Варения).
ISCAR завершил свою работу и передал факел Москве – Moscow ISCAR 2023.