Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

День открытых дверей

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Преподаватели и студенты Института детства – организаторы и жюри Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь»

Новости МПГУ

28-30 мая 2025 г. в Сочи состоялся ежегодный финальный этап Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь», который прошел в том числе при поддержке Института детства МПГУ.

Организация и развитие исследовательской деятельности  ребенка – одно из ведущих научных направлений кафедры психологической антропологии, поэтому в экспертизе детских исследовательских работ традиционно принимает участие большая команда преподавателей кафедры: Луиза Игоревна Адамян, доцент; Елена Игоревна Адамян, зам. директора по научной работе Института детства, доцент, к.филол.н.; Ирина Николаевна Воробьева, ст. преподаватель; Елена Борисовна Колосова, ст. преподаватель; Нина Леонидовна Кондратьева, доцент, к.п.н.;  Алексей Сергеевич Обухов, профессор, к.психол.н., председатель жюри Конкурса; Елена Сергеевна Рычагова, доцент, к.п.н.; Екатерина Вячеславовна Трифонова, доцент, к.психол.н.

В этом году в работу экспертного сообщества финала Конкурса были включены и студенты 1 курса дефектологического факультета Института детства – Юлия Гесско, Александр Айнонин, Мария Волкова, которые еще на этапе Московского регионального тура «Я – исследователь» познакомились с тем, что представляет собой исследовательская деятельность дошкольников и младших школьников.

253 юных исследователей – победители региональных этапов – приехали в Сочи из самых разных уголков России, чтобы поделиться своими первыми научными наблюдениями и открытиями. Понадобилось два дня непрерывной работы, чтобы выбрать лучших из лучших в 4 возрастных группах (до 6 лет, 7–8 лет, 9 лет и 10 лет) каждой из четырех секций – «Гуманитарная», «Естествознание: живая природа», «Естествознание: неживая природа»,  «Физика, математика и техника».

Луиза Игоревна Адамян, председатель секции «Гуманитарная»: «Ребята в этом году задали членам жюри ту еще задачу: выбрать финалистов и победителей было совсем непросто. Какие только проблемы не волновали наших юных участников, и с какой серьезностью они подошли к их изучению! Так, дошкольники выясняли, как можно сделать копировальную бумагу в домашних условиях, секреты популярности истории про Незнайку  и его друзей среди трех поколений, тематика работ младших школьников была связана с изучением истории семьи, сохранением исторической памяти. Например, участник 9 лет из города Лабытнаги рассказывал о героях войны – ямальских тружениках тыла, а мальчик из Улан-Удэ, проведя большую архивную работу, представил историю жизни своего прадедушки, который будучи хирургом, в годы Великой Отечественной войны оказался концлагере и делал сложнейшие операции подручными средствами, помогая людям выжить. Уровень дискуссии ребят между собой во время докладов  вызвал бы восхищение любого  научного сообщества!»

Екатерина Вячеславовна Трифонова, председатель секции «Живая природа»: «Область интересов ребят традиционно была очень широкой: деревья, цветы, лишайники, сельскохозяйственные культуры, бактерии, микроорганизмы, разнообразные виды насекомых, моллюски и рыбы, домашние и дикие птицы и звери, и даже сам человек – всё становилось объектом пытливого детского ума. Такое разнообразие интересов не может не радовать. Нельзя не отметить динамику работ: в этом году эксперты выявили всё меньше практикумов, рефератов и псевдоисследований, которые традиционно еще бытуют на детских конкурсах, всё ярче проявляет себя тенденция перехода к подлинно научным работам, в которых есть интересная, нетривиальная гипотеза, которая доказывается ребятами с опорой и на классические инструментальные методы, и на самостоятельные пробные изменения условий экспериментальной ситуации. Все это свидетельствует об изменении образовательного пространства, которое уже не просто признает роль и значение исследовательской деятельности для развития детей в современных условиях, но и овладевает инструментарием реализации этой деятельности, сообразной возрастным возможностям и специфике детского развития».

Елена Ивановна Сухова, д.п.н., профессор МГПУ, председатель секции «Неживая природа», призналась, что «каждое выступление в секции становилось поводом для живого разговора, обсуждений и открытий. Ребята задавали вопросы друг другу, сравнивали данные, высказывали предположения. Атмосфера секции напоминала настоящий научный симпозиум — только гораздо добрее, теплее и… интереснее! Участники показали, что наука начинается не с учебников, а с вопроса «почему?», сказанного вслух. Их исследования — это первые шаги к серьёзному пониманию окружающего мира, шаги, которые дети сделали с радостью, уверенностью и неподдельным интересом».

Студенты делятся своими впечатлениями:

Юлия Гесско, студентка 1 курса дефектологического факультета Института детства: «Три дня конкурса «Я – исследователь» пролетели совершенно незаметно. Больше всего мне запомнилось то, что на мероприятии ты словно перестаешь быть просто студентом и становишься настоящим участником исследовательского сообщества. Здесь ты не просто наблюдатель – ты коллега для своих преподавателей, взаимодействуешь с ними на равных, получаешь поддержку, советы, задаешь вопросы и сам становишься частью значимого научного события. Особенно яркое впечатление на меня произвела работа одного мальчика, который рассказывал о том, как он самостоятельно делал активированный уголь. Несмотря на то, что его проект не полностью соответствовал формальным критериям оценки, в его выступлении я увидела стремление изучить, узнать, понять. Он внимательно слушал других участников, задавал вопросы и проявлял искреннюю вовлеченность, что редко встретишь даже среди студентов.

Для нас, студентов, это возможность не только применить теоретические знания на практике, но и по-настоящему почувствовать, как работают научные подходы в реальной педагогической практике. Мы взаимодействуем с кандидатами и докторами наук – с теми, чьи статьи, монографии и учебники мы изучаем в университете. Здесь у нас был шанс пообщаться с ними как с коллегами, задать вопросы, получить советы – и всё это в профессиональном контексте. И это реальный опыт и живое понимание своей будущей профессии».

Александр Айнонин,студент 1 курса дефектологического факультета Института детства: «В качестве эксперта секции «Физика, математика и техника» на Всероссийском конкурсе «Я — исследователь» я получил яркие впечатления от высокого уровня организации мероприятия и искреннего интереса юных участников. Особенно запомнились работы: переносная мини-ГЭС для зарядки телефона в походе и исследование бумажных самолетиков, наглядно объяснившее аэродинамику крыла настоящего самолета.
Для меня, как будущего специалиста, работающего с детьми, этот опыт был значим возможностью увидеть, как зарождается исследовательский интерес и как важно уметь задавать поддерживающие вопросы, развивающие детскую мысль в процессе обсуждения их проектов на стендовой сессии и во время докладов. Это уникальная практика наблюдения и анализа реальной исследовательской деятельности дошкольников и младших школьников, позволяющая напрямую связать теорию педагогики с практикой, развить навыки объективной оценки и конструктивной обратной связи, что критически необходимо для нашей будущей профессии».

Мария Волкова, студентка 1 курса дефектологического факультета Института детства: «Участие в конкурсе в роли эксперта стало для меня ценным и вдохновляющим опытом. Самым запоминающимся для меня оказалось обсуждение экспертов после прослушивания выступлений детей, поскольку нужно было не просто оценить работу, а определить, кто из участников готов перейти на следующий этап. Как для будущего специалиста, работающего с детьми, участие в конкурсе для меня стало подтверждением того, что дети – настоящие исследователи. Они с раннего возраста проявляют интерес к окружающему миру, а конкурс помогает им развивать этот исследовательский интерес дальше. Не зря каждый участник знает девиз «Мы не просто наблюдаем – мы берём и проверяем». Мне удалось потренироваться в формулировании вопросов, в умении общаться с детьми, стремиться к объективности при оценке – всё это, безусловно, пригодится в моей профессиональной деятельности».

Кафедра психологической антропологии благодарит Межрегиональное общественное движение творческих педагогов «Исследователь», а также  «Центр творческого развития и гуманитарного образования» города Сочи за многолетнее сотрудничество и за организацию События для детей и всего педагогического сообщества.

Текст: Е.И. Адамян

Фото: Л.И. Адамян, А.С. Обухов, ЦТРиГО г. Сочи

Кафедра психологической антропологии Института детства

 

02 / 06 / 2025

Показать обсуждение