Навигация по сайту

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ

Сведения о зачислении и конкурсные списки

Год защитника отечества. 80 лет Победы

Профессиональное становление студентов Института педагогики и психологии: от теории к практике работы с детьми

Институт педагогики и психологии (новости)

Современная психология переживает период активного переосмысления подходов к подготовке специалистов. В условиях стремительно меняющегося периода детства, когда гаджеты и цифровые технологии становятся неотъемлемой частью развития ребенка, вопрос качественной практической подготовки будущих педагогов-психологов приобретает особую задачу со звездочкой… Ведь успех профессиональной деятельности специалиста во многом определяется не только объемом теоретических знаний, но и способностью применять их в реальных условиях работы с детьми различных возрастных групп.

Практическая деятельность студентов Института педагогики и психологии, изучающих психологию и педагогику, представляет собой уникальную возможность для интеграции академических знаний с реальным опытом взаимодействия с детьми. И как раз современные образовательные проекты и детские лагеря создают такие условия для погружения будущих специалистов в реальную профессиональную среду, где теоретические концепции возрастной психологии и психологии развития получают практическое воплощение.

Анастасия Онищенко, студентка 2 курса Института педагогики и психологии, поделилась своим опытом работы в рамках образовательного проекта «Профильная четверть». Ее наблюдения иллюстрируют важные этапы профессионального развития:

«Знания психологии безусловно пригодились. Во-первых, было очень познавательно наблюдать на практике теорию из курса по Возрастной психологии и психологии развития и лучше понимать какие-то аспекты теорий», — отмечает Анастасия.

Особого внимания заслуживает вопрос работы с детьми младшего школьного возраста, когда формирование личности происходит наиболее интенсивно. Исследования детского развития показывают, что именно в этот период закладываются основы саморегуляции, социального взаимодействия и познавательной активности. Анастасия справедливо замечает:

 «С детьми младшего школьного возраста были трудности на выездных сменах в бытовых вопросах. Малышей приходилось контролировать в казалось бы в банальных, бытовых мелочах».

Но также, не менее важным представляется опыт работы со старшими школьниками, у которых на первый план выходят совершенно иные психологические потребности и особенности развития.

«С ребятами постарше возникали трудности в их вовлечении в процесс, ибо они постоянно отвлекались на телефоны, и приходилось придумывать различные уловки, чтобы приобщить их к программе», — рассказывает Анастасия.

Это наблюдение отражает одну из ключевых проблем современной педагогической психологии — влияние цифровых технологий на развитие внимания и мотивационной сферы подростков. И практическое применение психологических методик становится особенно ценным в условиях непосредственной работы с детьми.

«Также помогали методики, которые нам преподавали в Институте на снятие напряжения и концентрацию. Это было особенно полезно, так как дети и младшего и среднего школьного возраста не способны долго удерживать свою концентрацию и регулировать свой эмоциональный фон», — делится опытом Настя.

И нельзя не поспорить, ведь данное высказывание подчеркивает важность освоения конкретных практических инструментов работы с детьми, основанных на научных представлениях о возрастных особенностях развития.

Наука о детском развитии все больше внимания уделяет вопросам формирования профессиональной компетентности специалистов, работающих с детьми. Важно также отметить, что эффективность педагогов и психологов напрямую связана с их способностью гибко адаптировать теоретические знания к конкретным практическим ситуациям, учитывая индивидуальные и возрастные особенности каждого ребенка.

Примечательно, что Анастасия не отмечает кардинальных изменений в своих представлениях о профессии после практического опыта, что в целом свидетельствует о качественной теоретической подготовке в рамках учебного процесса. Однако практическая деятельность безусловно обогащает понимание профессиональных задач и способов их решения.

Современный подход к подготовке педагогов-психологов также предполагает и создание условий для осознанного выбора практической деятельности.

«Выбирать место и лагерь, который откликается душе, не всегда стоит идти в лагерь с кем-то за компанию, лучше выбирать именно сам рабочий коллектив и условия, чтобы провести время приятно и с пользой», —такую рекомендацию дает Анастасия будущим практикантам.

И он отражает важность формирования профессиональной идентичности и осознанности в выборе направления деятельности.

Опыт практической работы с детьми в рамках образовательных проектов демонстрирует, что современная подготовка педагогов-психологов должна обязательно включать взаимодействие с детьми разных возрастных групп. Только в условиях живого общения теоретические знания обретают практическую ценность и становятся инструментом профессиональной деятельности. Интеграция научных знаний с практическим опытом создает основу для формирования компетентного специалиста, способного эффективно работать в современных условиях развития детства.

21 / 08 / 2025

Показать обсуждение